Библиографическое описание:
Покидько Н.Е. Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию; формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги; развивать речь, обогащать словарный запас.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Технология: ОТСМ-ТРИЗ.
Используемые приемы: экспресс-копилка, «Теремок», модель ЭИЗ.
Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 1 класс, карточки для копилки, карточки для тренинга «Теремок».
I. Орг. момент. Постановка цели и задачи урока
- Жил-был замок в магазине. Его купили и повесили на замок.
Посмотрите на картинке. Что видим? Сравните картинки замок-замок. От чего это зависит? Приведите другие примеры.
II. Актуализация знаний «Копилка»
Давайте рассмотри копилку слов.
Что вы видите в копилке?
Можно ли найти одинаковые слова. Давайте слова объединим по парам (обратить внимание на многозначные слова)
Ирис-ирис, стрелки-стрелки, полки-полки, замок-замок, гвоздики- гвоздики, рожки –рожки, козлы-козлы, кружки –кружки
III. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Запиши число + В классе. Запишите слова: замок-замок, ирис- ирис, кружки – кружки. Поставьте ударение.
Изменились ли слова. От чего это зависит? Что такое ударение? (учебник «Русский язык» 1 класс с. 39)
Загадки на основе модели ЭИЗ (таблица, тексты)
Придумайте загадку об ударении по плану:
Слог ударный; Гласный звук; Графическое обозначение.
Вы спросите: «Слог?». Я отвечу: «Выделяется силой голоса». Вы спросите: «Гласный звук». Я отвечу: «Ударный». Вы спросите: «Графическое обозначение?» «Я отвечу: «Значок» «Что это?».
Мне задали 3 вопроса об ударение. На первый вопрос я ответил: «Выделяется силой голоса». На второй вопрос я ответил: «Ударный». На третий вопрос я ответил: «Значок». Какие вопросы мне задали?
Вывод: одинаковые по написанию слова различаются при произношении ударными слогами. При изменении ударения в словах меняется значение.
Теремок
Дети разбирают картинки или объекты, роли которых им предстоит сыграть.
У: Вырос в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. Кто, кто в теремочке живет?..
Д (1): Я Замок.
Другой ученик стучится в теремок: Д (2): А я замок. Пусти меня в теремок жить.
Д (1): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
Д (2): Меня, как и тебя, купили. У нас одинаковые буквы и звуки, отличаемся ударением.
Д (3): А я стрелки. Пустите меня в теремок жить.
Д (1-2): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
Д (3): У нас в словах одинаковые буквы и звуки, отличаемся ударением. Стрелки -стрелки
IV. Первичное закрепление.
Стрелки-стрелки, полки-полки.
Понаблюдай, как произносится в словах ударный гласный звук.
Гвоздики, село, мороз, язык, рожки, чудно.
Назови слова, у которых при изменении ударения меняется значение, выпиши эти слова.
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Работа по учебнику стр.41-42, упр.6, 8
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков:
Доволен своей работой - красный,
Не совсем доволен своей работой – зеленый
Не доволен своей работой - жѐлтый.
VII. Итог урока.
Список литературы:
1. Нестеренко, А.А. Страна загадок: [книга о развитии творческого мышления] / А.А. Нестеренко. – Санкт-Петербург: Весь, 2020. – 189 с.
2. Русский язык: 1-й класс: учебник / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 143 с. – (Школа России).
Покидько Н.Е. Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
Предметные: закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию; формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги; развивать речь, обогащать словарный запас.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
Познавательные: в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: адекватно реагировать на обращение учителя; иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Личностные: взаимодействовать в группе, паре, проявлять интерес к изучаемой теме; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Технология: ОТСМ-ТРИЗ.
Используемые приемы: экспресс-копилка, «Теремок», модель ЭИЗ.
Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 1 класс, карточки для копилки, карточки для тренинга «Теремок».
I. Орг. момент. Постановка цели и задачи урока
- Жил-был замок в магазине. Его купили и повесили на замок.
Посмотрите на картинке. Что видим? Сравните картинки замок-замок. От чего это зависит? Приведите другие примеры.
II. Актуализация знаний «Копилка»
Давайте рассмотри копилку слов.
Что вы видите в копилке?
Можно ли найти одинаковые слова. Давайте слова объединим по парам (обратить внимание на многозначные слова)
Ирис-ирис, стрелки-стрелки, полки-полки, замок-замок, гвоздики- гвоздики, рожки –рожки, козлы-козлы, кружки –кружки
III. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Запиши число + В классе. Запишите слова: замок-замок, ирис- ирис, кружки – кружки. Поставьте ударение.
Изменились ли слова. От чего это зависит? Что такое ударение? (учебник «Русский язык» 1 класс с. 39)
Загадки на основе модели ЭИЗ (таблица, тексты)
Придумайте загадку об ударении по плану:
Слог ударный; Гласный звук; Графическое обозначение.
Вы спросите: «Слог?». Я отвечу: «Выделяется силой голоса». Вы спросите: «Гласный звук». Я отвечу: «Ударный». Вы спросите: «Графическое обозначение?» «Я отвечу: «Значок» «Что это?».
Мне задали 3 вопроса об ударение. На первый вопрос я ответил: «Выделяется силой голоса». На второй вопрос я ответил: «Ударный». На третий вопрос я ответил: «Значок». Какие вопросы мне задали?
Вывод: одинаковые по написанию слова различаются при произношении ударными слогами. При изменении ударения в словах меняется значение.
Теремок
Дети разбирают картинки или объекты, роли которых им предстоит сыграть.
У: Вырос в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. Кто, кто в теремочке живет?..
Д (1): Я Замок.
Другой ученик стучится в теремок: Д (2): А я замок. Пусти меня в теремок жить.
Д (1): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
Д (2): Меня, как и тебя, купили. У нас одинаковые буквы и звуки, отличаемся ударением.
Д (3): А я стрелки. Пустите меня в теремок жить.
Д (1-2): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
Д (3): У нас в словах одинаковые буквы и звуки, отличаемся ударением. Стрелки -стрелки
IV. Первичное закрепление.
Стрелки-стрелки, полки-полки.
Понаблюдай, как произносится в словах ударный гласный звук.
Гвоздики, село, мороз, язык, рожки, чудно.
Назови слова, у которых при изменении ударения меняется значение, выпиши эти слова.
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Работа по учебнику стр.41-42, упр.6, 8
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков:
Доволен своей работой - красный,
Не совсем доволен своей работой – зеленый
Не доволен своей работой - жѐлтый.
VII. Итог урока.
Список литературы:
1. Нестеренко, А.А. Страна загадок: [книга о развитии творческого мышления] / А.А. Нестеренко. – Санкт-Петербург: Весь, 2020. – 189 с.
2. Русский язык: 1-й класс: учебник / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 143 с. – (Школа России).