Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Чижова Е.А. Влияние учебно-информационной нагрузки на гемодинамические параметры в зависимости от некоторых индивидуально-типологических особенностей учащихся средней школы

Библиографическое описание:

Чижова Е.А.Влияние учебно-информационной нагрузки на гемодинамические параметры в зависимости от некоторых индивидуально-типологических особенностей учащихся средней школы // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Современная система школьного образования предполагает использование не только эффективных методов преподавания различных дисциплин, но и учет индивидуально-типологических особенностей учащихся и использование технологий здоровьесбережения.

Целью работы является изучение характера влияния учебной нагрузки на различные показатели кровообращения и состояние вегетативной нервной системы на примере учащихся средней школы.

Исследование состояло из двух частей. Первая часть заключалась в изучении влияния основной учебно-информационной нагрузки на параметры кровообращения учащихся шестых классов.

В данном исследовании приняли участие 33 ученика в возрасте 12-13 лет (15 девочек и 18 мальчиков). На первом этапе исследования в течение недели проводился мониторинг показателей систолического и диастолического давлений, а также частоты сердечных сокращений в течение учебного процесса (проводилось по 4 измерения: до уроков, после 1 урока, после 4 урока и после 6 урока), рассчитывался вегетативный индекс Кердо.

С помощью теста-опросника Я.С. Исайкина среди учащихся были выявлены мальчики с высоким уровнем невнимательности, гиперактивности и имульсивности. Эти особенности напоминают симптомы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) [1].

Вторая часть заключалась в изучении влияния внеурочных факультативных занятий по анатомии и физиологии на параметры кровообращения учащихся восьмых классов. В исследовании приняли участие 18 девочек и 3 мальчика возрасте 14-15 лет. Измерение артериального давления происходило до и после занятия. Длительность занятия составила 1 час 30 минут.

В исследовании было установлено:

1. Такой интегральный показатель как минутный объем кровообращения находился в пределах возрастной нормы [2]. Как ударный объем, так и минутный объем кровообращения не претерпевали изменений на протяжении всего учебного дня. В целом, это указывает на стабильность механизмов, определяющих силу сокращений сердца [3, 4].

2. Перед началом занятий систолическое давление в группе мальчиков поддерживалось на более высоком уровне. Интересно отметить, что учебная работа привела к снижению систолического и диастолического давления только у девочек. Это снижение регистрировалось после первого и четвертого уроков.

3. Следует заметить, что учебная работа, по существу, не оказала влияния на состояние вегетативной нервной системы. ВИК (вегетативный индекс Кердо) изменялся волнообразным образом.

4. В отдельной серии экспериментов рассмотрено влияние факультативной работы на функцию кровообращения и механизмы ее регуляции. В ходе исследования было выявлено, что в целом, внеурочная деятельность влияет на изменение параметров кровообращения меньше, чем стандартный учебный процесс.

В ходе исследования были выявлены два мальчика, склонных к проявлению гиперактивности, невнимательности и импульсивности. Сравнение показателей параметров кровообращения и состояния вегетативной нервной системы проводилось между группой из 16 мальчиков и двумя мальчиками, проявляющих симптомы СДВГ. Поскольку двух человек недостаточно для создания репрезентативной выборки, данные, описанные ниже, приведены в качестве описания.

У мальчиков, проявляющих симптомы СДВГ, зарегистрированы более высокие значения систолического давления (на 8,19% выше, чем у остальных мальчиков). При этом к концу дня у них также наблюдается снижение значений анализируемого показателя на 10%. Изначально у мальчиков, не проявляющих симптомы СДВГ, ЧП выше на 6,33%. В обеих группах наблюдается тенденция к снижению данного показателя в течение учебного дня. У мальчиков с симптомами СДВГ минимальное значение зарегистрировано после первого урока (на 11,27% ниже, чем до занятий). По динамике ВИК не представляется возможным сделать однозначные выводы, так как изменения происходили волнообразно. Показатели УО и МОК у мальчиков, проявляющих симптомы СДВГ, изначально выше на 21,66% и 37,25% соответственно. К концу занятий значения этих показателей снижались. Так, изменение УО составило 14,52%, а МОК снизился на 24,14%.

Клинико-психологическая и психолого-педагогическая специфика каждого конкретного ребенка с СДВГ требует особого внимания при построении учебного процесса. Циклическая активность головного мозга при гиперактивном расстройстве может приводить к тому, что стандартная структура урока должна претерпевать ситуационные изменения. Так, например, нейродинамический пик мозговой активности может быть во время вводной части урока, но при переходе к основной части вследствие церебральной истощаемости мы можем наблюдать его спад с закономерно сопутствующими проявлениями критического снижения концентрации внимания, отвлекаемости, проявлениями импульсивности и другими симптомами [5].

Свойственная гиперактивному расстройству повышенная подвижность приводит к затруднениям в сохранении статического положения в течение урока, на это накладывается утомляемость и отвлекаемость. Директивные указания учителя при этом на ребенка положительно не действуют. Напротив, вызывают оппозиционное поведение. Поэтому урок в классе, где обучается ребенок с СДВГ, должен предполагать возможности для движения – или в контексте чередования различных форм организации урочной деятельности, либо ситуационно обусловленных заданий, которые могут быть при необходимости предложены гиперактивному ребенку. Если обучающийся испытывает затруднение при ответе на вопрос, в выделении основной мысли из подаваемого материала, неверно воспроизводит определение, формулу, формулировку, правило или схему, следует повторить объяснение в иной форме, выделив наиболее существенные аспекты, разбив материал на более компактные блоки. Затем задавать вопросы, концентрируясь на сущности информации, ее пусть даже общем, но понимании ребенком.

Если затруднения проявляются в самих процессах понимания, запоминания, переноса, обобщения, творческого применения и т.д., то целесообразно выполнять ряд похожих заданий с периодическим возвращением к сути усваиваемого материала, сопровождать дополнительной демонстрацией с помощью средств наглядности и варьированием организационных форм урочной работы.

На основе проведённых исследований можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на деятельность кровеносной и нервных систем оказывает стандартный учебный процесс, нежели факультативные и внеурочные занятия. Также стоит отметить, что современная учебно-информационная нагрузка позволяет сохранять гемодинамические показатели и вегетативный баланс в норме. Для организации эффективного учебного процесса стоит обращать внимание на подбор методик, учитывающих индивидуально-типологические особенности каждого конкретного учащегося.

Список литературы:

1. Пушкарева, Д. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: причины возникновения, основные клинические проявления и коморбидные психические расстройства [Текст] / Д. В. Пушкарева, Т. И. Иванова // Омский психиатрический журнал № 4, 2018. – С. 8-13.

2. Свердлов, Ю. С. Патология сердечно-сосудистой системы. Важнейшие показатели кровообращения, применяемые для оценки функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы [Текст]: учебно-методическая разработка для самостоятельной работы студентов 3-4 курсов лечебного и педиатрического факультетов / Ю. С. Свердлов. – М.: РГМУ, 2014. – 28 с.

3. Ермакова, И. B. Особенности физического развития, гормонального статуса, вегетативной нервной регуляции сердечного ритма и психоэмоционального состояния подростков на IV-V стадии пубертата [Текст] / И. B. Ермакова [и др.]. // Новые исследования. – 2017. – № 1 (50). С. 32-33.

4. Ключников, Д. А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]: учебное пособие для вузов / Д. А. Ключников [и др.]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – 54 с.

5. Шельшакова, Н. Н. Особенности развития и обучения суперподвижных детей (с «синдромом дефицита внимания и гиперактивностью») [Текст] / Н. Н. Шельшакова // Образование и право. –2021. – № 9. – С. 196-197.
2023