Библиографическое описание:
Баева А.В. Создание условий для полноценного развития детей с тяжелым нарушением речи (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими, т.е. развитие речи – одна из основных задач, которые необходимо решать в детском саду. Любые расстройства речи отражаются на деятельности и поведении ребёнка.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки всех развивающихся мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Известно: не все дети одинаково овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.
Речь ребенка формируется в процессе его роста и развития, но для нормального формирования речи, необходима хорошая речевая среда вокруг ребенка. Плохо сформированная и неправильная речь, отрицательно влияет на развитие общение с окружающим миром. Речь тесно связана со всеми психическими процессами, происходящими в момент формирования и роста ребенка. Если вовремя не распознать отставания в развитии и не начать работу, это может усугубиться и привести к диагнозам, таким как – (ТНР) тяжёлое нарушение речи.
В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с тяжёлыми нарушениями речи. У вновь поступивших детей скуден запас слов, дети мало знают о живой и неживой природе, о событиях и явлениях, а не которые дети не говорят вообще. Детям трудно выразить то, что они слышат, видят и чувствуют. Детям не хватает слов и для передачи знакомой сказки, рассказа, не могут выразить свои чувства и эмоции.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная развивающая среда в группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Для достижения поставленных задач я решила вести свою работу в системе:
• Диагностика детей.
• Подбор материала.
• Создание развивающей среды.
• Взаимосвязь со всеми специалистами.
• Применение традиционных и нетрадиционных методов, и приёмов.
• Работа с родителями.
• Оснащение логопедического уголка и игровых зон пособиями и атрибутами.
• Личностно-ориентированный подход к детям.
• Заключительная диагностика.
Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
Эта деятельность не допускает стандартных, шаблонных действий и требует постоянного творческого поиска, а, следовательно, анализа существующей практики, видения её проблем, возможных путей их устранения и последующего развития. Проектная деятельность мотивирует ребёнка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Необходимым условием для проведения работы является тесный контакт с ребёнком на положительном эмоциональном фоне, его желание говорить и подражать воспитателю.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, после введения в практику обучающих речевых игр, артикуляционной гимнастики и т.д., при проведении промежуточной диагностики уровня связной речи детей дошкольного возраста с ТНР выявились существенные положительные изменения в развитии связной речи детей.
Литература
1.Нищева Н.В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) ». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
2.Волосовец Т.В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Учебно-методическое пособие. - М.: «Сфера», 2008.
3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно-методическое пособие. - М.: «ГНОМ и Д», 2000. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи». - М., 1991.
Баева А.В. Создание условий для полноценного развития детей с тяжелым нарушением речи (из опыта работы воспитателя) // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
Речь ребёнка формируется в общении с окружающими, т.е. развитие речи – одна из основных задач, которые необходимо решать в детском саду. Любые расстройства речи отражаются на деятельности и поведении ребёнка.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения, развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки всех развивающихся мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Известно: не все дети одинаково овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важным условием формирования связной речи.
Речь ребенка формируется в процессе его роста и развития, но для нормального формирования речи, необходима хорошая речевая среда вокруг ребенка. Плохо сформированная и неправильная речь, отрицательно влияет на развитие общение с окружающим миром. Речь тесно связана со всеми психическими процессами, происходящими в момент формирования и роста ребенка. Если вовремя не распознать отставания в развитии и не начать работу, это может усугубиться и привести к диагнозам, таким как – (ТНР) тяжёлое нарушение речи.
В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с тяжёлыми нарушениями речи. У вновь поступивших детей скуден запас слов, дети мало знают о живой и неживой природе, о событиях и явлениях, а не которые дети не говорят вообще. Детям трудно выразить то, что они слышат, видят и чувствуют. Детям не хватает слов и для передачи знакомой сказки, рассказа, не могут выразить свои чувства и эмоции.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная развивающая среда в группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Для достижения поставленных задач я решила вести свою работу в системе:
• Диагностика детей.
• Подбор материала.
• Создание развивающей среды.
• Взаимосвязь со всеми специалистами.
• Применение традиционных и нетрадиционных методов, и приёмов.
• Работа с родителями.
• Оснащение логопедического уголка и игровых зон пособиями и атрибутами.
• Личностно-ориентированный подход к детям.
• Заключительная диагностика.
Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
Эта деятельность не допускает стандартных, шаблонных действий и требует постоянного творческого поиска, а, следовательно, анализа существующей практики, видения её проблем, возможных путей их устранения и последующего развития. Проектная деятельность мотивирует ребёнка самому искать ответы на интересующие его вопросы, получая в процессе поиска новые знания и умения. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Необходимым условием для проведения работы является тесный контакт с ребёнком на положительном эмоциональном фоне, его желание говорить и подражать воспитателю.
В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, после введения в практику обучающих речевых игр, артикуляционной гимнастики и т.д., при проведении промежуточной диагностики уровня связной речи детей дошкольного возраста с ТНР выявились существенные положительные изменения в развитии связной речи детей.
Литература
1.Нищева Н.В. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) ». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
2.Волосовец Т.В. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Учебно-методическое пособие. - М.: «Сфера», 2008.
3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно-методическое пособие. - М.: «ГНОМ и Д», 2000. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).
4.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи». - М., 1991.