Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Проработав в педагогике более 10 лет, была замечена тенденция к снижению уровня развития речи детей. И именно эта проблема стала наиболее близкой и актуальной. Взяв за основу результаты наблюдения за детьми, проанализировав комплексные программы по развитию речи и результаты диагностики детей, мы пришли к следующим выводам: уровень развития речи детей из года в год, стабильно находится на нижней границе нормы. Проблема объясняется тем, что на современном этапе развития речи детей всё их общение сводится к взаимодействию с компьютером, телевидением. Но ведь ни какие технические средства не смогут заменить живого общения с детьми.
Именно тогда мы решили найти то средство, близкое и понимаемое детьми, используя которое, станет возможной эффективность работы по речевому развитию дошкольников. Таким средством и были выбраны малые фольклорные формы.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) малые формы фольклора передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Данная работа даёт возможность детям достичь наивысших результатов в образовательной деятельности с начало на дошкольной,а затем и школьной ступени развития.[3]
В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, мы стали активно использовать плоды народного творчества.
Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения с взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами. [2]
Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный развивающий потенциал. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка.
Целью данной деятельности является создание воспитательной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников посредством фольклора, предупреждению и преодолению трудностей в речевом развитии. [1]
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
· Расширять круг представлений о русском фольклоре.
· Формировать умения правильно воспринимать и понимать содержание фольклора.
· Воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа.
· Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли.
· Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями.
В работе использую следующие формы, методы, приёмы и средства:
Формы
· Занятия (фронтальные, подгруппами, интегрированные)
· Работа с родителями
· Диагностика
· Планирование индивидуальной работы
Методы
· наглядный
· словесный
· практический
· проблемный
· оценочный
· создание воспитывающих ситуаций
· эмоциональное воздействие
Приёмы
· анализ и установление причинно-следственных связей
· проблемные вопросы и ситуации
· образец рассказа
· художественное слово (загадки, пословицы, поговорки и т.д.)
· беседа по прочитанному
· моделирование
· коллективная работа детей
· физминутки
· сюрпризный момент
· проблемная ситуация
· анализ работы
· пальчиковая гимнастика
· психогимнастика
самостоятельное
Средства
· сюжетные картины
· серии сюжетных картин
· дидактические игры и упражнения
· иллюстрации
· игрушки
· наглядные модели
· кружки – заместители
· художественная литература
· конспекты занятий
· ТСО
В работе используются разнообразные виды фольклора, и ведение каждой формы фольклора осуществляется по определенному алгоритму: знакомство и смысловое определение (разбор), заучивание (с опорой на схемы, модели, пиктограммы), введение в речь.
В работу вошли следующие виды фольклора: пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками), заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным, считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх, скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи, дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения, прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей, докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз, загадки - поэтические, часто иносказательные описания какого-либо предмета или явления. Это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность, пословицы - суждения о каком-либо предмете, поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, сказки – это повествование с элементами волшебства; рассказ о вымышленных событиях.[3]
Содержание работы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются: беседы, игровые упражнения, дидактические игры, словесные игры, народные подвижные игры, обыгрывание шутливых диалогов. Ознакомление детей с малыми формами фольклора, заучивание малых фольклорных форм, творческое рассказывание, драматизация народных сказок, игры – инсценировки. Обучение правильному произношению, наблюдения, игры. Интерес к фольклору поддерживается созданием в групповом помещение предметной среды, включающей в себя библиотеку для ребят, уголок театра, музыкальную шкатулку, мини-музей «Горница». Лучшему пониманию фольклора помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются шутливые диалоги, русские народные сказки, игры-драматизации.
Данная работа по развитию речи предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей. В её основе заложены принципы:
1.Принцип активности и посильной самостоятельности.
2. Принцип познавательной активности.
3. Принцип наглядности.
4.Принцип поэтапности.
5.Принцип вариативности. [4]
Рекомендуется использовать следующие формы работы с детьми:
- игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц.
- работа над смыслом пословиц и поговорок, зарисовки к ним. Совместное обсуждение смысла пословиц (как влияют на формирование личностных качеств детей, как их применить к себе)
- игры – забавы с использованием фольклора.
- малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники).
- концерт для малышей с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок);
- игра - драматизация или кукольный театр;
- народные игры;
- загадывание загадок, дидактические игры «Отгадывание загадок - тематические»;
- праздники; развлечения
- организация выставок - рисунков, поделок
- посещение городского музея, библиотеки, театральных представлений.
Непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие речевой активности детей, творческих способностей и формирует личность ребенка в целом.[5]
Литература:
1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. «Социальное развитие детей в ДОУ». Методическое пособие. Творческий центр. Москва, 2008г-128с.2. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.-448с.
3.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
4. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006-240с.
5. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с