Проработав в педагогике более 10 лет, была замечена тенденция к снижению уровня развития речи детей. И именно эта проблема стала наиболее близкой и актуальной. Взяв за основу результаты наблюдения за детьми, проанализировав комплексные программы по развитию речи и результаты диагностики детей, мы пришли к следующим выводам: уровень развития речи детей из года в год, стабильно находится на нижней границе нормы. Проблема объясняется тем, что на современном этапе развития речи детей всё их общение сводится к взаимодействию с компьютером, телевидением. Но ведь ни какие технические средства не смогут заменить живого общения с детьми. Именно тогда мы решили найти то средство, близкое и понимаемое детьми, используя которое, станет возможной эффективность работы по речевому развитию дошкольников. Таким средством и были выбраны малые фольклорные формы. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) малые формы фольклора передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Данная работа даёт возможность детям достичь наивысших результатов в образовательной деятельности с начало на дошкольной,а затем и школьной ступени развития.[3] В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а впоследствии осознанно, мы стали активно использовать плоды народного творчества. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения с взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевым элементами. [2] Актуальностью данной темы является то, что в настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный развивающий потенциал. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка. Целью данной деятельности является создание воспитательной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников посредством фольклора, предупреждению и преодолению трудностей в речевом развитии. [1] Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: · Расширять круг представлений о русском фольклоре. · Формировать умения правильно воспринимать и понимать содержание фольклора. · Воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа. · Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли. · Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями. В работе использую следующие формы, методы, приёмы и средства: Формы · Занятия (фронтальные, подгруппами, интегрированные) · Работа с родителями · Диагностика · Планирование индивидуальной работы Методы · наглядный · словесный · практический · проблемный · оценочный · создание воспитывающих ситуаций · эмоциональное воздействие Приёмы · анализ и установление причинно-следственных связей · проблемные вопросы и ситуации · образец рассказа · художественное слово (загадки, пословицы, поговорки и т.д.) · беседа по прочитанному · моделирование · коллективная работа детей · физминутки · сюрпризный момент · проблемная ситуация · анализ работы · пальчиковая гимнастика · психогимнастика самостоятельное Средства · сюжетные картины · серии сюжетных картин · дидактические игры и упражнения · иллюстрации · игрушки · наглядные модели · кружки – заместители · художественная литература · конспекты занятий · ТСО В работе используются разнообразные виды фольклора, иведение каждой формы фольклора осуществляется по определенному алгоритму: знакомство и смысловое определение (разбор), заучивание (с опорой на схемы, модели, пиктограммы), введение в речь. В работу вошли следующие виды фольклора: пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками), заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным, считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх, скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи, дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения, прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей, докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз, загадки - поэтические, часто иносказательные описания какого-либо предмета или явления. Это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность, пословицы - суждения о каком-либо предмете, поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, сказки – это повествование с элементами волшебства; рассказ о вымышленных событиях.[3] Содержание работы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются: беседы, игровые упражнения, дидактические игры, словесные игры, народные подвижные игры, обыгрывание шутливых диалогов. Ознакомление детей с малыми формами фольклора, заучивание малых фольклорных форм, творческое рассказывание, драматизация народных сказок, игры – инсценировки. Обучение правильному произношению, наблюдения, игры. Интерес к фольклору поддерживается созданием в групповом помещение предметной среды, включающей в себя библиотеку для ребят, уголок театра, музыкальную шкатулку, мини-музей «Горница». Лучшему пониманию фольклора помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются шутливые диалоги, русские народные сказки, игры-драматизации. Данная работа по развитию речи предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей. В её основе заложены принципы: 1.Принцип активности и посильной самостоятельности. 2. Принцип познавательной активности. 3. Принцип наглядности. 4.Принцип поэтапности. 5.Принцип вариативности. [4] Рекомендуется использовать следующие формы работы с детьми: - игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. - работа над смыслом пословиц и поговорок, зарисовки к ним. Совместное обсуждение смысла пословиц (как влияют на формирование личностных качеств детей, как их применить к себе) - игры – забавы с использованием фольклора. - малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники). - концерт для малышей с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); - игра - драматизация или кукольный театр; - народные игры; - загадывание загадок, дидактические игры «Отгадывание загадок - тематические»; - праздники; развлечения - организация выставок - рисунков, поделок - посещение городского музея, библиотеки, театральных представлений. Непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие речевой активности детей, творческих способностей и формирует личность ребенка в целом.[5]
Литература:
1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. «Социальное развитие детей в ДОУ». Методическое пособие. Творческий центр. Москва, 2008г-128с. 2. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.-448с. 3.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с. 4. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006-240с. 5. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с