Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шуткина Н.В. Игра как средство развития памяти детей на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Обучение иностранному языку – сложный и многогранный процесс. Чтобы учащийся овладел речью на иностранном языке необходимо задействовать все познавательные процессы в ходе изучения и закрепления нового материала по той или иной теме. Ни для кого не секрет, что при изучении иностранного языка требуется запоминание, а порой заучивание большого числа фраз и выражений. Успех в усвоении лексического материала различной тематики зависит порой не от объема памяти и не от способности учащегося запоминать материал, а от того, каким образом он его запоминает. Задача учителя – показать учащемуся приемы мнемотехники, чтобы сделать процесс пополнения словарного запаса продуктивным и прогрессивным.
Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Процесс усвоения младшими школьниками новой информации на уроках английского языка лучше всего осуществляется в игре. Грамотно организованная игровая деятельность на уроке позволяет развивать у младшего школьника все виды универсальных учебных действий.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. Поэтому игра становится основой для развития у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов учебной деятельности.
Два года работаю над темой «Игра как средство развития памяти детей на уроках английского языка». Актуальность темы заключается в том, что у школьников происходит активное развитие всех видов памяти и задача учителя - педагогически грамотно помочь этому развитию, потому что происходящие в школьном возрасте преобразования имеют важное значение для дальнейшего полноценного психического развития. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стараюсь создать возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. От этого, я считаю, зависит эффективность обучения. Поэтому основная цель моей педагогической деятельности – развитие личности учащихся, повышение интереса к предмету.
Данную цель осуществляю через основные задачи, которые я ставлю в своей работе:
- научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения английскому языку;
- обучение учащихся с учётом их возможностей, способностей и возрастных особенностей;
- прививать интерес к предмету посредством различных форм и методов обучения; применения игр обучающего и развивающего характера на уроках.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры.
Я считаю, что игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память.
Цель работы - разработка игр и упражнений для детей школьного возраста по развитию памяти и внедрение их в учебный процесс, применение различных форм обучения, создание психолого-педагогических условий организации учебного процесса.
Задачи:
·          Разрабатывать игры, направленные на развитие памяти, учитывая, что игры должны отвечать требованиям: процесс запоминания начинается с организованного восприятия, направленного на выделение признаков объекта; процесс запоминания организуется с опорой на мыслительные операции, предусматривается усложнение игр, заключающееся в изменении количественных и качественных показателей запоминания, показателей материала игры, ее правил, обеспечивается рациональное сочетание руководства учителя и самостоятельной деятельности детей, развивается самоконтроль, проверка результатов запоминания и анализ ошибок.
·          Формировать способность запоминать на базе игры, повышать продуктивность запоминания при выполнении мыслительных операций
·          Обучать различным способам запоминания с помощью игры
·          Уделять достаточное внимание играм по обучению аудированию, так как они развивают слуховую память.
Изучение английского языка предполагает запоминание слов, что способствует развитию словесной памяти, восприятия на слух английских слов, что способствует развитию слуховой памяти, а так же запоминание зрительного образа буквы и полностью слова, что способствует развитию образной, зрительной и даже ассоциативной памяти. Английский язык способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, речи для развития умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли. Вот почему память целесообразно развивать в процессе обучения именно на уроках английского языка. Многие исследователи пишут, что закономерности формирования памяти на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: произвольного запоминания, сенсорных процессов, абстракции и обобщения.
Игры или игровые моменты я чаще всего использую в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Игры на аудирование. Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Читается текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста предлагаю записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем читается текст ещё раз и дается задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы.
После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста. Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.
Примеры коротких игр на развитие памяти, которые могут быть использованы на уроках английского языка.
1. Конкурс «Назови по памяти». Учитель показывает и произносит 5-6 слов: a dog, a cat, a mouse, a frog, a fox, a bear. Ученик по памяти повторяет эти слова.
2. «Опиши (предмет, героя, друга)». Задачей данной игры является обучение умению описания внешности друг друга. Учитель вызывает к доске двух учеников и дает возможность рассмотреть внешность собеседника в течение нескольких секунд, после чего ребята поворачиваются друг к другу спиной и пытаются описать друг друга по тем признакам, которые им запомнились. Победителем в данной игре становится ученик, который последним назовет фразу. Например:
-He has got blue eyes.
-She has got black hair.
-He has jeans on.
-She is wearing a black skirt. Etc.
3.Игры с использованием флеш-карточки (карточки с изображениями, flashcards) или карточки с написанными на них словами (wordcards). Учитель выставляет на доске несколько карточек, с помощью детей называет их. Дети закрывают глаза, учитель убирает карточку, дети называют, что пропало. Нужно обратить внимание на то, что если данную игру проводить фронтально, мы будем слышать преимущественно ответы «быстрых», «сильных» учеников. Чтобы этого избежать, можно организовать работу в парах. Дети в паре записывают результат после каждого «тура» игры, затем результаты сравниваются фронтально.
4. Игра «Снежный ком». Учитель называет слово на определенную букву алфавита, или на определенную тему, первый учащийся повторяет это слово, предлагает свое, далее количество слов возрастает, как снежный ком.
5. Дети делятся на команды из 3-4 человек. Набор карточек демонстрируется, затем перемешивается, учитель выбирает одну из карточек, группы по очереди угадывают, какая из карточек была отобрана.
6. Учитель вывешивает на доске 8-10 карточек со словами, фразами или короткими предложениями. Они прочитываются, и учитель дает установку запомнить карточки в течение 1 минуты. После этого карточки убираются, и дети в группах восстанавливают то, что было на них написано. Выигрывает группа, ответы которой наиболее близки к изначальному варианту.
7. На доске записываются несколько чисел – в один столбец, а связанные с ними события и факты – во второй. Ученики сопоставляют числа с событиями и фактами. Затем числа стираются, и учащиеся в группах восстанавливают их в связи с оставшимися опорами.
8. Учащиеся делятся на команды. На доске для каждой команды висит лист бумаги с текстом, написанным мелким шрифтом. Участники команд по очереди подбегают к доске, запоминают предложение из текста, возвращаются и записывают его. Побеждает команда, которая быстрее и с минимальным количеством ошибок восстановит весь текст.
9. Учитель рассказывает знакомую историю, делая в ней фактические ошибки. Побеждает команда, заметившая большее количество ошибок.
10. Учитель пишет на доске короткое стихотворение, прочитывает его, затем его читают двое-трое учащихся. Учитель стирает последнее слово в каждой строчке, учащиеся устно восстанавливают стихотворение, затем еще, пока не остается только первое слово в строке. Побеждает команда, способная воспроизвести стихотворение полностью без ошибок.
11. «Распредели слова по темам». Каждый ученик получает набор карточек с различными словами. Игроки должны быстрее других распределить слова, написанные на карточках по определённым лексическим темам. Выигрывает тот, кто раньше всех справился с заданием. В конце игры игроки зачитывают слова, стараясь запомнить как можно большее количество слов из прочитанного.
12. «Запомни картинку». Учитель показывает игрокам картинку по определённой лексической теме, называя предметы или полностью описывая её, потом картинка переворачивается. Игроки должны назвать как можно больше предметов, изображённых на картинке. Они могут называть их индивидуально, а остальные в это время подсчитывают количество названных предметов. Можно сделать это в форме аукциона, где выигрывает тот, кто назвал последнее слово.
Для лучшего запоминания новых слов используются «договорки» - небольшие стишки на русском языке, которые заканчиваются английскими словами. Их огромное множество, но плюс в том, что сочинить их может как сам учитель, так и его ученики.

Библиографический список

1.       Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Академия, 2009. 554 с.
2.       Матюгин И.Ю. Как запомнить английские слова. М.: РИПОЛ Классик, 2016. 479 с.
3.       Миролюбова А.А., Парахина А.В. Общая методика преподавания иностранных языков. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 322 с.
4.       Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. М.: АПН, 2009. 221 с.
5.       Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: АСТ, 2012. 270 с.
6.       Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 240с.
7.       Шенцев М.В. Информационная модель памяти. СПб.: Питер, 2015.53 с.
8.       Штайнберг Дж.110 игр на уроках английского языка. Пер. с англ. М.: Астрель, 2014. 39 с.

2020