НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова О.В. Использование мнемопартитур в целях развития музыкально-ритмических способностей детей ДОУ

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период закладывается эмоциональное и интеллектуальное восприятие мира.
Согласно ФГОС ДО п.2.6. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятие музыки, фольклора, реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Ребёнку надо помогать осваивать наш прекрасный мир.
Подарить ребёнку мир музыки не всегда просто. Современные дети часто не слышат живой музыки в семье, мамы редко сами поют песни или рассказывают из памяти сказки. Интернет няни не могут заменить живое слово, живую песню. Страдает эмоциональное развитие, дети не испытывают эмпатии к живой и неживой природе. Чувство ритма, как наиболее фундаментальное чувство, способно активизировать эмоционально- интеллектуальный рост детей. Б. М. Теплов в своём исследовании «Психология музыкальных способностей» так определил значимость музыкально-ритмических способностей: «Музыкально-ритмическое чувство –способность активно (двигательно) переживать музыку- оно лежит в основе всех проявлений музыкальности и наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку».
Таким образом, чувство ритма – основа восприятия содержания и выразительности музыкального искусства. Игра на музыкальных инструментах, как наиболее универсальная, доступная всем детям деятельность, способствует гармоничному развитию всех аспектов личности и музыкально-ритмических способностей в частности.
Совместно с коллегами нашего ДОУ мы разработали ряд актуальных, эффективных и инновационных методов на развитие чувства ритма. Одна из этих методик – мнемопартитуры. Основывались мы на понятии мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Простейший пример: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - запоминание цветов радуги.
Как применять мнемотехнику в развитии музыкально-ритмических способностей? Для начала я знакомлю детей с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают один из инструментов детского оркестра. Квадраты большие, квадраты маленькие соотносят ритмические длительности. (Фото 1). На втором этапе ребёнок учится выкладывать ритм своей оркестровой партии – получаются мнемодорожки, или, говоря музыкальным языком: партии музыкальных инструментов. (Фото 2)
Переходим к следующему этапу – это мнемопартитуры (фото 3). Дети знакомятся с моделью музыкального произведения, наглядно воспринимают то, что им предстоит исполнить. С какой инструментальной группы начинается произведение, какие группы звучат одновременно, но с различным ритмическим рисунком, чем продолжается и заканчивается музыкальное произведение. Активизируется музыкальное мышление, воображение, память. Обостряется восприятие музыкальной формы. Эта схема выступает в качестве плана музыкального произведения.
На последнем, творческом этапе, задание усложняется. На «партитурном» листе дети самостоятельно выкладывают последовательность вступающих (Фото 4) инструментов со своими ритмическими оркестровыми партиями (мнемодорожками). Составляя совместно с детьми такие мнемопартитуры – мы закрепляем в памяти не только образ музыкальной инструментовки, но и музыкальную форму.
На занятиях можно использовать мнемопартитуру в компьютерном варианте. Вот, например, вариант инструментовки 1 куплета песни «Замечательный сосед» (слова и музыка Б. Потёмкина)
Она ничем не отличается – картинка помещается на слайд, в таблицу.
Итак, мы можем сделать вывод: Разучивание новых музыкальных пьес при помощи метода мнемопартитур занимает меньше времени, а значит, дарит больше радости, больше музыкального опыта встреч с прекрасным.
В целом, мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Попробуйте этот приём, и вы увидите результат!
Источники:
•       Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1974, с.304.
•       https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-primeneniya-mnemotehniki-v-ogranizacii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-dou-v-svete-fgos-3290530.html




2020