Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Коклданова В.В. Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство и самореализация на старшей ступени обучения

Библиографическое описание:
Коклданова В.В. Стимулирование познавательной деятельности учащихся как средство и самореализация на старшей ступени обучения // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах,
Если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский

Несформированность учебных умений и навыков, малоэффективные способы учебной деятельности, низкий уровень познавательного интереса - вследствие всего этого и может возникнуть у старшеклассников неумение самостоятельно анализировать нестандартные задачи, поверхностное усвоение новой информации, как результат - снижается интеллектуальное развитие выпускников.

Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, в информационном обществе, учит человека современным формам общения, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

Именно в старших классах важен творческий подход к организации учебной деятельности. Именно сейчас мы обязаны готовить каждого ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни.

Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.

В связи с этим в старших классах изменяется роль учителя в учебном процессе. В его функции входит создание условий для возникновения познавательной деятельности учащихся. А это значит, педагогу надо уметь организовать и ненавязчиво управлять познавательной деятельностью учащихся, всё реже самостоятельно и единолично контролировать и оценивать ее результаты, всё чаще - передоверять это делать самим старшеклассникам.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания.

Использование нетрадиционных подходов в преподавании русского языка и литературы является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Пример задания: определить тему сегодняшнего урока

2. Технология опорных конспектов

• В ходе решения проблемной ситуации можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить таблицу, рисунок – конспект, опорную схему.

Например, при изучении темы “Сложное предложение” в 9,11-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы сложных предложений существуют в русском языке.

Знаки препинания в СП

• В ССП запятая не ставится:

• 1____________________________________________________

• 2____________________________________________________

• 3____________________________________________________

• 4____________________________________________________

• В ССП точка с запятой ставится______________________________________________

• 4.Использование на уроке дополнительного материала

• Всякая работа с книгой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.

5. Работа с текстом

• Текст является одним из основных средств обучения на уроках русского языка и литературы. Работа с текстом позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Чтение, анализ, составление вопросов, характеристик персонажей по плану, сравнительные характеристики

Для старшеклассников дополнительным стимулом к познавательной деятельности является и выбор профессии. Многие одиннадцатиклассники уже определились с профессией, выбрали ВУЗ, в который хотели бы поступить. Все их усилия направлены на достижение цели. Поэтому профориентационная работа играет большую роль в активизации учебных способностей подростка.
2023