Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf
Цель: расширение кругозора детей: знакомство с многообразием пуговиц, их назначением и историей.
Программное содержание:
Обучающие:
· Познакомить детей с краткой историей возникновения пуговицы, ее назначением.
· Формировать у детей представления о многообразии видов пуговиц и способов их пришивания.
Развивающие:
· Развивать навыки поисково-познавательной деятельности.
· Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Воспитательные:
· Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
Материал и оборудование: пуговицы, сделанные из различных материалов разного цвета, формы и размера; коробочки с отсеками для хранения экспонатов музея; пряжки-застежки; одежда, украшенная пуговицами; шнурки и крупные пуговицы для изготовления бус; картины, изготовленные с использованием пуговиц; коврик-дорожка с нашитыми пуговицами для массажа стоп, массажные перчатки, мягкие игрушки с глазками-пуговками; соленое тесто, стеки, доски для лепки.
Ход занятия:
Дети по просьбе педагога приносят в детский сад различные пуговицы, с целью пополнения коллекции, которую уже начал формировать воспитатель.
Воспитатель: Ребята, как много совершенно разных пуговиц вы сегодня принесли! Вы большие молодцы! А где вы взяли такие красивые пуговицы?
Выслушивает ответы детей. Дети рассказывают где и с помощью кого они нашли эти пуговицы.
Воспитатель: А вы знаете, что означает слово «пуговица»?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Слово «пуговица» означает «застежка (обычно в виде кружка), продеваемая в петлю». Значит, для чего предназначены пуговицы?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Правильно, пуговицы нужны для того, чтобы застегивать одежду. А иногда пуговицы используют для украшения.
Воспитатель: А вы знаете, что такие вот пуговицы, как у нас с вами сегодня были не всегда. Их изобрели 700 лет назад. Как вы думаете, чем пользовались люди до изобретения пуговиц?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: В древности, люди вместо пуговиц завязывали узлом концы своей одежды или использовали специальные завязки, шнурки и булавки из шипов растений и рыбьих костей.
Педагог демонстрирует детям картинки с изображением древних застежек или реальные экспонаты.
Воспитатель: Уже позже стали использовать пряжки.
Воспитатель с детьми рассматривает пряжки, их устройство. Дети пробуют самостоятельно застегнуть и расстегнуть пряжку.
Воспитатель: Потом были изобретены пуговицы. Такие, к которым мы с вами привыкли: с двумя или четырьмя отверстиями, пуговицы на ножке. Но первые пуговицы делали из дерева, ракушек и различных металлов: железа, серебра и золота. Золотые и серебряные пуговицы носили на одежде только знатные и богатые люди.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам рассмотреть все те пуговицы, которые есть в нашей коллекции.
Педагог с детьми рассматривают пуговицы и классифицируют их.
Воспитатель: Какие по форме пуговицы есть в нашей коллекции?
Сколько отверстий может быть у пуговицы?
Из какого материала сделаны пуговицы?
Каких цветов могут быть пуговицы?
Какого размера могут быть пуговицы?
Какой фактуры могут быть пуговицы?
Дети могут выделить собственную классификацию по какому-либо признаку.
Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите играть. Как вы думаете, а можно ли играть с пуговицами? Как?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам игру «Найди пару».
Д/и «Найди пару» (по материалу, из которого изготовлена пуговица, по структуре, размеру и пр.). Цель игры: упражнение в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии видов.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорили о том, что пуговицы можно использовать как украшение. Как вы думаете, а что можно украшать пуговицами?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Пуговицами можно украшать различную одежду: шапки, кофты, брюки и куртки и т.д. Еще из пуговиц можно сделать бусы или браслет. Хотите попробовать?
Педагог предлагает детям на скорость нанизать на шнурок крупные пуговицы и примерить получившееся украшение.
Воспитатель: А еще из пуговиц можно создавать целые картины. В нашем музее есть несколько таких картин.
Воспитатель рассматривает картины с использование пуговиц.
Воспитатель: В нашем музее сегодня находятся мягкие игрушки. Как вы думаете, почему они здесь?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Правильно! Потому что с помощью пуговиц можно обозначить глазки у игрушек.
Воспитатель: Так же в нашем музее есть коврик для массажа стоп и массажные перчатки. На них тоже нашили пуговицы. Они выпуклые и когда мы на них наступаем, они массажируют стопы наших ножек и ладошки.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас тесто. Но изделия из этого теста кушать нельзя. Это тесто соленное. Из него можно делать различные фигурки и поделки. Как вы думаете, а что мы сегодня будем делать из теста?
Выслушивает предположения детей.
Воспитатель: Мы сегодня с вами побывали в музее пуговицы. И я предлагаю вам вылепить из соленого теста пуговицы.
Педагог демонстрирует детям различные пуговицы, изготовленные из соленого теста.
Педагог объясняет детям, как можно сделать из теста различные пуговицы. Дети увлечены предложенным занятием.
Когда пуговицы готовы, их необходимо полностью высушить. Можно предложить детям раскрасить пуговицы и придумать различные игры с ними.
Список литературы:
1. Н. В. Микляева, Н. Ф. Логутина. Музей в детском саду// Библиотека воспитателя. – М.: Сфера, 2011.
2. Е. Каликинская. Парад пуговиц.-М.,2015.