Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Дмитриева В. А. Организация коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


В 21-м веке среди детей, поступающих в общеобразовательные школы, увеличилось количество тех, кому необходима не только педагогическая помощь, но и коррекционно-развивающая, психологическая, а в некоторых случаях и медикаментозная. Число детей с особыми образовательными потребностями неумолимо растёт. Процессы формирования речевых навыков, сформированность лексико-грамматической стороны речи, осознание языковой действительности у многих детей происходит с опозданием или оказывается в той или иной степени нарушенным. Исследования последних лет показали, что у более 55% детей, поступающих в первые классы массовых школ, не завершен дограмматический период усвоения языка; у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. (А.Г. Арушанова, Е.А. Екжанова, Н.П. Локалова, Л.Г. Парамонова, Т.В. Скребец и др.)
Такие дети, поступив в школу, с трудом осваивают грамоту, у них формируются специфические расстройства письменной речи — дисграфия и дислексия. Неспособность к беглому смысловому чтению влечет за собой отторжение к книгам, а альтернатива проведения досуга с использованием гаджетов (мобильных телефонов, планшетов, игровых компьютеров и консолей) и вовсе сводит на нет чтение современного школьника.
Цель работы коррекционного педагога в классе для учащихся с тяжелыми нарушениями речи не только научить читать школьника, но и пробудить у него читательский интерес. Нами разработана система коррекционно-развивающей помощи, различные методы и приемы которой представлены в данной статье.
У детей с речевой патологией наблюдается комплекс нарушений, препятствующий формированию читательской компетентности, а именно трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой.
Перечисленные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в профилактике и коррекции не только посредством коррекционно-развивающей работы с ними, но и во время предметных уроков. Благоприятной базой для коррекции и нивелирования особенностей детей-логопатов являются уроки литературы.
Литература как учебная дисциплина играет важную роль в развитии ребёнка. Знакомство с произведениями русских и зарубежных классиков содействует обогащению социального опыта ученика, формированию у него языковой компетенции, полноценному личностному становлению. Школьный курс литературы ориентирован на овладение детьми читательской деятельностью. При высоком уровне её развития ребёнок умеет выбирать книги для самостоятельного чтения; выявлять мысль, скрытую в том или ином фрагменте, а также свободно ориентироваться в смысловом пространстве текста в целом.
На уроках литературы происходит процесс работы с художественными текстами, а они, в свою очередь, играют большую роль в коррекции и компенсации нарушений речи. Художественные произведения имеют наглядно-образную природу, тем самым обеспечивая «фундамент» для формирования словесно-логического мышления.
Художественная литература для лиц с тяжелыми нарушениями речи является важным средством компенсации. Выполняет важную функцию экспериментирования. Познакомившись с ситуацией в художественном произведении, учащиеся могут оценить последствия поступков, поведение героев. [1]
Также литература несет функцию типизации — авторы выписывают образы на основе типичного поведения. Детям с ограниченными возможностями здоровья важно иметь представление о тех типах людей, которые существуют. [2]
В процессе работы над художественным произведением в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с ТНР, используется метод творческого чтения. Специфика метода творческого чтения состоит в активизации восприятия, художественных переживаний, в формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей. [3]
Метод способствует развитию наблюдательности, умению видеть и слышать явления жизни, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий: обучения творческим работам по живым, непосредственным наблюдениям, по картинам, спектаклям, концертам, выставкам, только что прочитанным книгам, очеркам, рассказам, стихам.
Для этого метода характерны следующие приемы: выразительное (художественное) чтение учителя; чтение мастеров художественного слова; обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение; беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся; постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической); творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности при методе творческого чтения разнообразны: это и чтение художественных произведений в классе и дома; выразительное чтение; заучивание наизусть; слушание; составление плана; пересказ, близкий к тексту; художественное рассказывание; составление сценариев; отзывы о прочитанном; сочинения.
Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности. [4]
Важно также подчеркнуть о значении внеклассного чтения для учащихся инклюзивного класса. Оно обеспечивает необходимый уровень сознательности в процессе чтения. Сознательность чтения обусловливается пониманием читаемого, конкретностью представлений, возникающих при чтении. Систематическая работа в этом направлении воспитывает у самих учащихся потребность уточнять свои представления, а это имеет большое значение в образовательной работе, обеспечивая глубокое изучение материала.
Богатый и разнообразный материал художественной литературы, используемый при внеклассном чтении, расширяет кругозор учащихся. Сопоставление читаемого с собственными наблюдениями из жизни помогает им вернее и глубже осмыслить свой опыт и пополнить его описанным в книге.
Знакомясь с идеями лучших произведений, сопоставляя и анализируя материал литературы, учащиеся легче осознают окружающее, глубже осмысливают явления жизни. Вместе с тем, школьникам нужно внушать любовь и уважение к книге как большой общественной ценности, приучать их систематически следить за сохранностью книг, бережно обращаться с книгами как своими, так и взятыми из школьной или любой другой библиотеки.
Правильная постановка внеклассного чтения художественной литературы требует умелого комбинирования видов работы и включения их в единый план. Большую роль в этом отношении должно сыграть руководство учителя внеклассным чтением.

Система коррекционно-развивающей помощи включает следующие приёмы:
1.                               На этапе обучения грамоте алфавит не заучивается, а происходит знакомство с буквами в игровой форме, активно используются музыкальные или яркие, иллюстрированные азбуки. На этапе дифференциации особенно сложных для детей с дислексией букв используются мнемоприемы. Например, буква б — белка, хвост вверх. Буква д — дятел, хвост вниз.

Таким образом ребенок запоминает написание письменных букв «б» и «д», происходит профилактика и коррекция оптической дисграфии. Каждую букву изучаем с помощью изображения предмета, название которого начинается с этой буквы, при этом изображение стилизовано под образ буквы.
2.                               На этапе слогослияния активно используются тренажеры чтения. При некоторых видах дислексии слогообразование нарушено, в таких случаях прибегаем к методу полуглобального чтения Корнева. Cлог является минимальной произносительной единицей речи, поэтому в этой системе ребенок осознает определенные сочетания букв как цельный графический элемент. Работа со слоговыми таблицами приносит успех даже в тяжелых ситуациях.
3.                               Со второго по четвертый класс, когда поэтапно формируются читательские компетенции школьника, а именно навык осмысленного, беглого, безошибочного, выразительного чтения, работаем с теми литературными произведениями, которые интересны детям. Даже на уроках русского языка для выполнения разных видов разборов и грамматических заданий, берутся отрывки из произведений школьного курса литературы. Если происходит работа с отрывком, который обрывается на самом интересном месте, ученик зачастую выражает желание дочитать произведение.
4.                               В классном уголке еженедельно обновляется раздел «Книжные советы». Ученики делятся названиями прочитанных книг, рекомендуют их своим одноклассникам.
5.                               Каждый сентябрь проводится викторина по итогам прочитанной за лето литературы из списка рекомендаций. Самые активные читатели получаются яркие и красочные призы — книги.
6.                               Организовываются уроки-концерты. На одном из таких уроков остановимся подробнее. В 5 классе в школьной программе литературы есть знакомство с автором — Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Косцы». В учебнике в статье об авторе упоминается присуждение Нобелевской премии писателю. Детей заинтересовал данный факт, почему именно Бунин был удостоен этой награды. Они с удовольствием прочитали рассказ «Косцы», почувствовали необыкновенный язык автора и согласились с нобелевским комитетом. Однако, у учеников пробудился интерес: только ли Бунин удостоился Нобелевской премии по литературе или были еще русские писатели, получившие данную премию. Учащиеся провели небольшое исследование и выяснили, что кроме Ивана Алексеевича Нобелевской премией также награждены Александр Солженицын, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Иосиф Бродский. Решено было провести урок-концерт «Читаем нобелевских лауреатов». Ребята познакомились с подходящими по возрасту произведениями: «Нахалёнком» Шолохова, «Крохотками» Солженицына, оценили стихотворение Бродского «Рождественская звезда» (последнее произведение помогло реализовать метапредметную связь с уроками Основ духовно-нравственной культуры народов России).
Используя перечисленные методы, приемы и виды работ, учитель сможет обеспечить процесс работы с художественным текстом, направленный на коррекцию и компенсацию особенностей детей с речевой патологией. Что, в свою очередь, приведет к обогащению чувственного опыта, формированию адекватных представлений и понятий, снижению эмоциональной и социальной депривации. Такие недостатки, как фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности представлений, формализм и вербализм знаний в условиях специально организованного процесса будут нивелированы. У школьников появится читательский интерес, выработается навык смыслового чтения. А в дальнейшем и повлечет за собой коррекцию и компенсацию нарушений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Дмитриева В.А. Методика работы над текстом художественного произведения с учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» — 2019. [https://bfnm.ru/index.php/vserossijskij-konkurs-professionalnogo-masterstva-pedagogov-moj-luchshij-urok/metodicheskie-materialy]
2. Дмитриева В.А. Своеобразие работы с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения в инклюзивном классе // Актуальные вопросы образования в XXI веке — 2019 — с.109-113
3. Кудряшев Н.И., Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. — М.: «Просвещение», 1981. — 190 с.
4. Светловская Н.Н., Методика обучения творческому чтению, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», 2018. — 293 с.
2021