Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Цыбульская Е.С. Творческие художественно-образные самостоятельные работы на уроках информатики

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf


Уже долгое время одной из важнейших проблем дидактики является проблема, каким образом активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование М.П.Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-часового хронометража, М.П. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состояла в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа.
Однако всем известен также факт, что четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса и активизации творческого потенциала. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.
Систематическая самостоятельная работа учащихся, активность учащихся в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности способствует формированию и развитию у большинства учащихся умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.

Примеры использования художественно-образных самостоятельных работы на практике:

ü       После рассмотрения темы «Алгоритмы и их свойства» можно попросить построить линейный, разветвляющейся или циклический алгоритм на основе цепочки, характерной для той или иной народной сказки, например
«Репка», «Гуси-лебеди» и т.п. Изученный материал накладывается на уже хорошо известные примеры, являющимися яркими опорными сигналами, и поэтому прочно усваивается.
ü       После рассмотрения темы «устройства ПК», в частности после изучения характеристики такого сложного устройства как процессор, можно попросить использовать учащихся свой жизненный опыт и сравнить характеристику процессора с характеристикой любой бытовой техники, например стиральной машины: загрузка белья – разрядность, скорость вращения – тактовая частота; оперативную память можно сравнить с камерой хранения на вокзале; простое электронное письмо – с открыткой, вложенное – с письмом в конверте и т.д.
ü       Изучение операций с файлами и папками считается у преподавателей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Поэтому после изучения данной темы можно провести следующую творческую самостоятельную работу: каждый учащийся за своим компьютером прячет электронную записку. Учащиеся меняются местами и ищут приготовленную записку. Те, кто ее нашел, записывают путь найденного файла, читают послание. Оказывается, что найти файл – просто дело чести для каждого.

ü       Так при работе с текстовым процессором, учащимся предлагается написать собственную сказку, рассказ о посещении зоопарка, используя элементы форматирования и рисунки. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу, а оно всегда являлось верным помощником преподавателя.

ü       Учащиеся, при работе с графическим векторном редактором, представляют себя индивидуальными предпринимателями или директорами крупных фирм и создают свои рекламные модули и визитки добавляя к ним новые эффекты. Если приближается тот или иной праздник, то создаются открытки, которые потом собираются в коллаж и печатаются.
ü       При изучении программирования можно провести игровую проверочную работу «Найди ошибку». На доске записывается текст небольшой программы. Учащиеся переписывают его на отдельный тетрадный листок, который не подписывается. Прошу их сделать умышленно в этом тексте несколько ошибок и записать на том же листе количество сделанных ошибок. Доска с текстом программы закрывается, а листочки с ошибочными программами собираются в черную папку («черный ящик»). После тщательного перемешивания каждый учащийся вытаскивает один листок, если достается своя заготовка, то кладет ее обратно. Работа по распознаванию ошибок очень увлекает ребят; проверенные листочки подписываются и сдаются преподавателю. Иногда возникает забавная ситуация, когда найденных ошибок оказывается больше, чем было объявлено.
Подобные самостоятельные работы можно проводить по всем изучаемым темам, поскольку организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед системой образования, и воспитать творческую личность.
Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную деятельность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Библиографический список

1.                                  Бухвалов, В.А. Основы творческой деятельности / В.А. Бухвалов.- Рига: Эксперимент, 1998.- 151 с.: ил.

2.                                  Малев, В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. / В.В. Малев.- Воронеж: ВГПУ, 2005.- 271 с.: ил.

2020-05-06 16:03 2020