НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мамонова Е.А. Тренинг «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Библиографическое описание:
Мамонова Е.А. Тренинг «Формирование коммуникативных умений и навыков» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Возраст: старший дошкольный.

Необходимые принадлежности: листы бумаги А4, карандаши, стимульные материалы.

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение устанавливать контакт.

Задачи:

· расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;
· овладение навыками эффективного слушания;
· расширение диапазона творческих способностей.

Ход тренинга:

1.Приветствие.
2.Комплименты.
3.Беседа.
4.Упражнение "Испорченный телевизор".
5.Упражнение «Пассажиры и билетики».
6.Упражнение "Передать одним словом".
7.Упражнение "Двое с одним карандашом".
8.Подведение итогов «В кругу доверия».
9.Прощание «Тепло рук и сердец».

1.Приветствие. Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга.

Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо.

2.Упражнение «Комплименты»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения говорить другому человеку комплименты.

Описание упражнения: дети берут смайлики и дарят друг другу, говоря комплименты.

3.Беседа.

Вопросы:

1.Что такое коммуникация? Зачем людям общение?

2. Для чего нужна коммуникация?

3.Что такое общение?

4.Виды общения? (слова, жесты, мимика…)

5. Приведите примеры.

4.Игра «Испорченный телевизор»

Одному из детей показывают картинку. Он должен постараться ее запомнить, а потом рассказать на ухо следующему то, что видел, и так далее. Когда свой вариант расскажет последний из играющих, эту картинку показывают всем (педагог помогает детям сделать вывод образности видения, понимания и объясняет, почему эта игра называется именно так).

5. Игра «Пассажиры и билетики»

Цель: направлена на снижение мышечного и эмоционального напряжения

Играющие встают в 2 круга. Внешний – пассажиры, внутренний – билетики. В центре кругов – Заяц. Пассажиры и билетики двигаются в разные стороны (круги двигаются противоходом). С окончанием музыки пассажир бежит к своему билетику, которые останавливаются на своих местах, а Заяц старается встать с любым билетиком в пару. Кто не успел встать в пару со своим билетиком, тот становится Зайцем.

6. Упражнение "Передать одним словом"

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Детям раздаются карточки с изображением эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: радость, удивление, грусть, спокойствие, страх, злость.

Вопросы для обсуждения:

-легко ли вам было выполнять данное упражнение?

-насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

-какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7.Упражнение "Двое с одним карандашом"

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаш.

Ход игры: разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

· что ты нарисовал, работая в паре?

· сложно ли вам было рисовать молча?

· пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

· трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8.Подведение итогов. «В кругу доверия» (рефлексия тренинга):

· что сегодня нового вы узнали?

· почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

· то можно сделать, что бы нам больше доверяли?

9.Прощание. «Тепло рук и сердец». У вас нет ничего с собой, но есть тепло сердец, которое можно почувствовать через тепло ваших ладошек. Дети берутся за руки, передают пожатие по кругу и прощаются.

Библиографический список

1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003.

2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к образовательной программе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (от двух месяцев до восьми лет). – М.: Баласс.
2023