Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf
Особенности дошкольного патриотического воспитания
Патриотизм есть ни что иное, как важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства и его граждан. Воспитание патриотизма имеет своей целью формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите. Это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.
Современные дети в большинстве своем знают историю своей Родины поверхностно, либо вовсе ею не интересуются; модели поведения копируют с любимых зарубежных фильмов о супергероях, наполненные своей яркостью и простотой изложения материала, с видеоблогеров известных социальных сетей. Примеров можно привести множество. Как в условиях быстро меняющегося мира возродить духовность и нравственность? Задача это может быть реализована исключительно в непрерывной и систематической и кропотливой работе главных воспитателей – родителей, воспитателей и учителей.
Одним из приоритетных направлений современного образования является заложение основ патриотизма в сознании воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Воспитание нравственности и патриотизма должны стоять впереди и вести за собой общее образование и развитие детей. Воспитание патриотизма в детях дошкольного возраста – это помощь в осознании определенных ценностей и приобщении к культурным традициям.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из важнейших направлений в воспитательной работе.
Начинается такое воспитание с первой верной дружбы, с развитием приятельских отношений, с отождествлением себя частью коллектива – группы детского сада. Примеры такого воспитания должны быть максимально понятны детям такого возраста: простые примеры, краткость изложения, привития чувства уважения к старшим, закладывание основ взаимопонимания, – все это помогает в воспитании патриотизма.
Очень важно формировать и развивать у воспитанников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умение заявлять и отстаивать свою точку зрения, гражданскую позицию, понимание своих прав и обязанностей, формировать нравственные основы личности, повышать уровень духовной культуры, формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям, формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании, вести постоянную работу по социализации воспитанников, готовить их к жизни в современной действительности.
У воспитателя и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Основополагающим принципом в отношениях взрослого и ребёнка является равенство и взаимоуважение: «Ты ещё ребёнок, но такой же человек, как и я, и я отношусь к тебе с уважением, так же, как и к любому взрослому человеку. Мы вместе делаем общее дело». Достичь положительного результата возможно лишь с регулярным добавлением патриотической составляющей в воспитательную деятельность. Я считаю, работа по патриотическому воспитанию дошкольников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Воспитатель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их воспитатель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И результат не заставит себя ждать.
При организации работы по патриотическому воспитанию воспитанников реализую следующую эффективную воспитательную цепочку. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда, приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста. Любовь к родной природе, охрана окружающей среды. Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
Расширяя кругозор воспитанников, я включаю в свою работу исторические справки при проведении видео экскурсий, рассказы и предания о героев России, историю родного края и поселка. Так же на базе школьного музея трудовой и боевой славы «Память» в нашей школе проводятся обзорные экскурсии для воспитанников детских садов и учащихся начальной школы, где ребята знакомятся с известными личностями, внесших неоценимый вклад в развитие поселка.
Стараюсь включать ребят в общественные мероприятия с целью взять пример со старших классов и вдохновиться их примером. Обязательно участие в шествии бессмертного полка 9 мая по улицам нашего поселка.
Такая система работы по патриотическому воспитанию, как показывает опыт, обогащает воспитанников знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, что значительно облегчит адаптацию будущих выпускников детских садов к школьной жизни.
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточной квалификации педагогических кадров. Дошкольные детские образовательные учреждения выступают одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота – человека любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.
Библиографический список
1. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране / Н. Ф. Виноградова— М.: Просвещение, 2009. — 112 с.
2. Маркушин С. Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ., 2011, № 11 (130). — С. 196–200.
3. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / А. С. Рогоза, Л. А. Шулякова, О. В. Хижняк [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 280-282.
4. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ под ред. Кондрыкинской Л. А. — М: Сфера, 2003. — 192с.