Библиографическое описание:
Матвиенко Е.Н. Современные игровые технологии обучения как средства формирования элементарных математических представлениях детей с ОВЗ // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Развитие математических представлений ребенка с задержкой психического развития в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников с нормальным развитием.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей [2].
Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т.И. Ерофееву, А. Белошистую, Н.В. Ломову, З.А. Грачеву, М.А. Габову, Н.С. Махину и др. Развитие математических представлений дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития психических познавательных процессов. Поэтому основными ориентирами в решении актуальных проблем развития математических представлений дошкольников являются труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля и др. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, т. е. сформировать картину Мира. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретному к абстрактному, от чувственного познания у логическому, от практического к теоретическому [1].
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно [3, 6].
Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно самостоятельно преодолеть ребенку.
Математическое развитие является мощным инструментом
– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу.
Такой помощью является применение пособия «Нумикон» - комплект специального дидактического материала для обучения математическим навыкам детей дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающим трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход к обучению и набор наглядных пособий, разработанный в Великобритании.
Нумикон – это программа и комплект наглядно-практических материалов, разработанное в Англии 1996 – 1998 для детей, испытывающих трудности при изучении элементарных математических представлениях, а также при знакомстве с числами опираться на зрительное и осязательное восприятие. Система «Нумикон» разработана с целью помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок пособия помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики, а, в особенности, их способность делать вычисления в уме [5].
Занятия по системе «Нумикон», стимулируют детей к визуальному восприятию чисел и пониманию взаимоотношений между ними. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали пособия сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей, создавая из них различные формы, а также играя с тактильной сумочкой, ребенок научится формировать числа руками и глазами. Можно придумать разнообразные игры. Формы можно доставать из песка, из воды, или из «волшебного мешочка». Их легко обрисовывать, раскрашивать через отверстия, делать отпечатки на глине или тесте, а также взвешивать на весах. Их возможно составлять в ряд, из них можно выкладывать рисунки на плоскости и составлять любые узоры. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующий определенной форме [4].
Состав методического пособия:
- цветные пластмассовые пластинки;
- счётный материал;
- рабочая доска;
- книжка;
- цифры;
- шнурок;
- мешочек.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.
С помощью деталей Нумикон можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел:
- каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.
Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Важным является то, что дети учатся употреблять знакомые слова «перед» и «после» в математическом контексте, в котором значение может быть несколько иным. На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений программы. Многие дети экспериментируют, придумывают свои собственные игры. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия «Нумикон» можно быть уверенным в том, что ребенок учится чему-то ценному.
Библиографический список
1. Капустина, Г.М. Подготовка к обучению математике / Г.М. Капустина - М.: Школ. Пресса, 2005. - 32 с.
2. Капустина, Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста / Г.М. Капустина // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 2229.
3. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
4. Стальгорова Е.И. Система «Нумикон» / Е.И. Стальгорова // Синдром Дауна. XXI век. - 2010. - № 1 (4). - С. 46-50.
5. Сладкова, Е.А. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой / Е.А. Сладкова, К.Ю. Терентьева // Сделай шаг. - 2011. - № 3 (44). - С. 5-9.
6. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР / У.В. Ульенкова – М.: Педагогика, 1990. – 184 с. 2001. – 46 с.
Матвиенко Е.Н. Современные игровые технологии обучения как средства формирования элементарных математических представлениях детей с ОВЗ // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
Развитие математических представлений ребенка с задержкой психического развития в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников с нормальным развитием.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую ценность для интенсивного интеллектуального их развития. Источником познания дошкольника является чувственный опыт, диапазон которого зависит от того, насколько хорошо ребенок владеет суммой специальных действий, влияющих на восприятие и мышление. Развитие математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных способностей [2].
Среди ученых педагогов, которые исследовали и разрабатывали методологию обучения математическим навыкам дошкольников, можно назвать Т.И. Ерофееву, А. Белошистую, Н.В. Ломову, З.А. Грачеву, М.А. Габову, Н.С. Махину и др. Развитие математических представлений дошкольников не может быть рассмотрено в отрыве от исследования основных тенденций развития психических познавательных процессов. Поэтому основными ориентирами в решении актуальных проблем развития математических представлений дошкольников являются труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля и др. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, т. е. сформировать картину Мира. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретному к абстрактному, от чувственного познания у логическому, от практического к теоретическому [1].
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно [3, 6].
Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно самостоятельно преодолеть ребенку.
Математическое развитие является мощным инструментом
– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу.
Такой помощью является применение пособия «Нумикон» - комплект специального дидактического материала для обучения математическим навыкам детей дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающим трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход к обучению и набор наглядных пособий, разработанный в Великобритании.
Нумикон – это программа и комплект наглядно-практических материалов, разработанное в Англии 1996 – 1998 для детей, испытывающих трудности при изучении элементарных математических представлениях, а также при знакомстве с числами опираться на зрительное и осязательное восприятие. Система «Нумикон» разработана с целью помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок пособия помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики, а, в особенности, их способность делать вычисления в уме [5].
Занятия по системе «Нумикон», стимулируют детей к визуальному восприятию чисел и пониманию взаимоотношений между ними. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали пособия сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей, создавая из них различные формы, а также играя с тактильной сумочкой, ребенок научится формировать числа руками и глазами. Можно придумать разнообразные игры. Формы можно доставать из песка, из воды, или из «волшебного мешочка». Их легко обрисовывать, раскрашивать через отверстия, делать отпечатки на глине или тесте, а также взвешивать на весах. Их возможно составлять в ряд, из них можно выкладывать рисунки на плоскости и составлять любые узоры. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующий определенной форме [4].
Состав методического пособия:
- цветные пластмассовые пластинки;
- счётный материал;
- рабочая доска;
- книжка;
- цифры;
- шнурок;
- мешочек.
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия.
С помощью деталей Нумикон можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел:
- каждое следующее число на один больше, чем предыдущее.
Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Важным является то, что дети учатся употреблять знакомые слова «перед» и «после» в математическом контексте, в котором значение может быть несколько иным. На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений программы. Многие дети экспериментируют, придумывают свои собственные игры. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия «Нумикон» можно быть уверенным в том, что ребенок учится чему-то ценному.
Библиографический список
1. Капустина, Г.М. Подготовка к обучению математике / Г.М. Капустина - М.: Школ. Пресса, 2005. - 32 с.
2. Капустина, Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста / Г.М. Капустина // Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 2229.
3. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
4. Стальгорова Е.И. Система «Нумикон» / Е.И. Стальгорова // Синдром Дауна. XXI век. - 2010. - № 1 (4). - С. 46-50.
5. Сладкова, Е.А. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой / Е.А. Сладкова, К.Ю. Терентьева // Сделай шаг. - 2011. - № 3 (44). - С. 5-9.
6. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР / У.В. Ульенкова – М.: Педагогика, 1990. – 184 с. 2001. – 46 с.