Исследовательская и проектная деятельность

Верхова Е. И., Бочаров Б., Геннель А., Зайцева С., Кусков М., Махмутова Д., Мул П. Исследовательский проект «Как вырастить гиацинты к Новому году в условиях класса?»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Актуальность проблемы
- Добрый день, дорогие друзья!
- Вы любите цветы? Отлично!
- Как вы думаете, приятно ли получать в подарок цветы?
- Конечно!
- А можно ли самому вырастить цветы, чтобы порадовать окружающих?
- Можно!
Это гиацинты – луковичные растения, которые зацветают на клумбе ранней весной. Осенью мы высадили их на пришкольном участке. Полюбоваться цветением и доставить радость окружающим мы сможем весной.
Но как сделать так, чтобы гиацинты порадовали нас зимой и стали необычным новогодним подарком нашим близким?
Ответ на этот исследовательский вопрос мы решили получить в ходе эксперимента.
Итак, тема нашего проекта:
«Как вырастить гиацинты к новому году в условиях класса?»
Цель: вырастить гиацинты к Новому году, чтобы порадовать своих близких.
Задачи:
создать условия для укоренения, роста и цветения растений;
Этапы работы:
1) изучить литературу;
2) взять интервью у специалиста;
3) подготовить и высадить луковицы гиацинтов;
4) ухаживать за растениями;
5) вырастить гиацинты.
Наша гипотеза:
гиацинты можно вырастить в классе к Новому году, если создать им определённые условия: температурный режим, освещение, полив.
Объект исследования: условия, необходимые для выгонки гиацинтов в классе.
Предмет исследования: луковицы гиацинтов.
Методы исследования: наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, математические методы.
Как же вырастить гиацинты в классе зимой?
Наша исследовательская работа началась в конце сентября.
Из книг мы узнали, что гиацинт относится к семейству лилейных. Его название переводится как «цветок дождей», так как расцветает он весной. Гиацинты бывают разные: синие, голубые, фиолетовые, сиреневые, жёлтые, оранжевые, розовые, белые, красные. История этого цветка начинается с давних времён. В Западной Европе цветок объявился в 5 веке. Гиацинты попали в голландский город Гарлем случайно: луковицы заморского растения были выброшены на берег волной вместе с обломками корабля. Голландцы скрещивали и смешивали сорта. Луковица гиацинта редкого сорта могла стоить целое состояние! Далее гиацинты переехали в Германию, во Францию и другие страны.
Ландшафтный архитектор Элина Соловьёва рассказала о том, что луковичные растения могут зацвести весной, летом, осенью и даже зимой. Получение цветов в любое, запланированное нами время, называется выгонкой.
Выгонка гиацинтов – процесс длительный, который займёт около трёх месяцев. Цветущие гиацинты в декабре получить сложнее всего, так как декабрь – это самый тёмный месяц в году. Для этого нам понадобится фитолампа.
Мы выбрали луковицы фиолетовых, розовых, бордовых и красных цветов.
Выгонку мы проводили по определённым правилам.
1.       Луковицы до посадки обработали противогрибковым средством, чтобы растения не болели.
2.       Затем посадили луковицы в горшки с торфом, хорошо полили и отправили в холодильник, создав им условия для укоренения. А укореняются они при температуре +6-8 градусов, такой, как осенью на улице. Вместе с нами гиацинты посадили и наши учителя.
Ровно через месяц, 2 ноября, мы обнаружили ростки во всех горшках, принесли растения в класс, поставили на подоконник. В холодильнике растения поливали 2 раза в месяц, а в классе началась активная работа:
мы наблюдали, рыхлили, поливали, измеряли, записывали, фотографировали.
4.Чтобы продлить световой день гиацинтам, мы приобрели фитосветильник, который содержит светодиоды голубого (430-470 нм) и красного (630-670 нм) цвета и обеспечивает свет.
Наши луковицы были посажены в торф (чистый лёгкий материал для укоренения растений). А так как он плохо впитывает воду, то мы устраивали раз в 2 недели растениям водные ванны, чтобы торф лучше пропитался. Мы заметили, что после водных процедур гиацинты росли быстрее, и что их рост замедлился, когда фитосветильник перестал работать.
ВЫВОД: солнце, тепло, воздух и вода является главными условиями роста растений.
Каждые 10 дней мы проводили замеры ростков и записывали данные.
Как оказалось, все растения росли по-разному.
-Почему же наши растения росли и зацветали по-разному?
Ландшафтный архитектор
– Вы выбрали гиацинты разных сортов. Гиацинт какого цвета зацвёл первым? Вторым? Третьим? Первыми распустились у вас гиацинты розового цвета. Это сорт Ибис. За ними расцвёл красный гиацинт. Следующим был бордовый, Вудстог. Затем фиолетовый, Бисмарк. Это самый поздний из всех гиацинтов, которые посадили.
- Вывод: выгонка гиацинтов зависит не только от условий, но и от сорта растения.
-К концу декабря новогоднее чудо произошло! Гиацинты зацвели!
Мы решили провести опрос дошкольников подготовительных групп и узнать, интересен ли им наш проект. Как выяснилось, наша тема интересна.
Вывод. Цель работы достигнута! Мы вырастили гиацинты!
Наша гипотеза подтвердилась. Гиацинты можно вырастить в классе к Новому году, если создать им определённые условия: температурный режим, освещение, полив.

Библиографический список

1.       Всё о комнатных растениях. Луковичные растения/перевод с английского Поспеловой Е.Б., Степановой А. Н. – Москва: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007
2. Дорошенко Т. Н. Луковичные растения. – Харьков: «Фолио», 2010
3. Литвинова Т. Всё о выращивании и выгонке луковичных растений в России. – Москва: «Астрель», 2012

Сведения об авторах

Верхова Евгения Игоревна, учитель начальных классов, Общеобразовательная автономная некоммерческая организация Школа «Гармония», Россия, г. Москва.
Бочаров Богдан, Геннель Арсений, Зайцева София, Кусков Максим, Махмутова Диана, Мул Полина, ученики 1 класса, Общеобразовательная автономная некоммерческая организация Школа «Гармония», Россия, г. Москва.
2018