НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хусаинова Д.Т. Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Времена года»

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Цель мастер-класса: способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
-Познакомить педагогов с нетрадиционными техниками аппликации: мозаичная аппликация, аппликация из ваты, ватных палочек и дисков, аппликация из скрученных салфеток, 3D аппликация;
- Познакомить педагогов с технологией изготовления «лэпбука»;
- Показать приемы и этапы выполнения аппликации.
-Закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Ход мастер-класса

1.       Организационный этап
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, вату и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
В нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие мелкой моторики рук дошкольников.
В своей работе с детьми я использую разнообразные техники аппликации. Я хочу Вас с некоторыми из них познакомить.
2. Теоретический этап
1)       Мозаичная аппликация.
Нащелканные дыроколом кусочки бумаги люди используют по-разному. Ну, как используют: выбрасывают, либо же отдают играть детворе, а потом все равно выбрасывают. Я предлагаю вам создавать из нее картины вместе с детьми. Все зависит от вашей фантазии и желания. Описание работы:
1. Нарисуйте, например, контур бабочки.
2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Пусть малыш стряхнет лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.
Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.
2)Аппликация из скрученных салфеток.
Аппликация из скрученных салфеток - занятие довольно увлекательное и к тому же очень полезное для развития детей. Этот вид творчества способствует тренировке мелкой моторики детских ручек, развитию цветового и тактильного восприятия, стимулирует воображение, формирует интерес к аппликациям и к работе с бумагой. Данную аппликацию можно сделать на абсолютно любом понравившемся рисунке, главное, чтобы детали рисунка были не мелкие и было достаточно места для наклеивания шариков из салфеток. Для работы нам потребуется:
1. Готовый контурный рисунок будущей аппликации.
2. Салфетки разных цветов.
3. Клей ПВА.
4. Ножницы.
Для аппликаций из скрученных салфеток используют обычные разноцветные бумажные салфетки, которые есть практически в каждом доме. Для начала подготовим основу аппликации: можно скачать с Интерента рисунок для раскрасок и распечатать его на принтере. Мы возьмем рисунок рыбки.
Салфетки разрезаем на равные небольшие квадратики или разрываем, затем каждый квадратик с помощью пальцев или ладони скручиваем в шарик. Таких шариков должно быть довольно много! Полученные шарики наклеиваются на все части рисунка клеем ПВА.
3) Аппликация из ваты – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков.
Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка.
Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Также, можно приобрести цветную вату и ватные палочки и делать чудесные цветочные аппликации – розовая вата может послужить нам в качестве лепестков, жёлтая – как сердцевина растения, а вот палочки, как вы догадались, могут стать тычинками.
4) 3D аппликация.
С 2010-х годов в нашу жизнь активно вошло понятие 3Д - технологии. Они окружают нас повсюду: в кино, компьютерных играх, в интерьере, и даже израильский дизайнер представила коллекцию одежды выполненную на 3Д-принтере. Изобразительное искусство и декоративное творчество, отражающие современную реальность не могли не «заразиться» популярным явлением 3Д-технологий, перешедшего из компьютерной графики. Поэтому закономерен интерес педагогов к 3Д-аппликации, как одному из видов объемной аппликации.
3D аппликация - это способ получения объёмного изображения (барельефа). 3D–аппликации помогают создать живописные объёмные картины, основная идея которых заключается в послойном наклеивании на фон-основу разных фрагментов изображения с помощью объёмного клеящегося материала. В своей работе для объемного изображения использую материал –«фоамиран». Это достаточно новый для России материал, получивший самое широкое применение. Фоамиран или фом -тонкие листы вспененной резины.
3. Практический этап
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам 4 техники нетрадиционной аппликации. Их можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей.
Предлагаю Вам разделиться на 4 команды. У каждой команды на столах лежит все необходимое для изготовления поделки одного из времени года. (педагоги самостоятельно выполняют предложенное задание).
Скрепляются 4 страницы в «лэпбук». Что такое лэпбук?
В дословном переводе с английского языка это значит «наколенная книга». По - другому, лэпбук называют «тематическая папка», «книжка раскладушка», но суть от этого не меняется. Лэпбук - интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, в которую собраны материалы на одну тему.
Лэпбук это хороший способ для ребенка, играя закрепить пройденный материал. Лэпбук можно рассматривать как один из способов взаимодействия родителей и детей, где родители помогаю организовать деятельность ребенка, направляют, совместно играют. Соответствие требованиям ФГОС ЛЭПБУК отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Заключительный этап.
Участники мастер-класса заполняют «Листок обратной связи».


Библиографический список

1.       Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.: цв. вкл.
2.       Комарова Т.С. Изобретательная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.: цв. вкл.
3.       Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.: 16 л. вкл.
4.       Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 1982. – 208с.
5.       Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.- СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-пресс», 2013.-144 с.
6.       Яковлева Е. В. Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации (из опыта работы) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 125-128


2019