НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Исаева А.М. Методическая разработка «Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ»

Библиографическое описание:
Исаева А.М. Методическая разработка «Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.

Аннотация

Главным в работе дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Поэтому одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Принимая из рук родителей новых детей, перед нами каждый раз встает сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Показать родителям, что вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка, помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему, к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов (проступки, возраст и т.д.), любить независимо ни от чего. Вот такой безусловной любви к ребёнку и не хватает молодым родителям.

Воздействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Цель и задачи:

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы определили цель взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;

2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников;

3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях;

5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива;

6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия;

7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей;

8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.

В качестве обязательного направления взаимодействия можно выделить педагогическое партнерство.

- Реализация педагогического партнерства осуществляется с помощью;

- Разработки и проведение социально - значимых акций;

- Привлечения родителей к планированию и организации совместных проектов;

- Организации дней соуправления;

- Проведения родительских конференций;

- Организации «Творческих мастерских» совместно с родителями.

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

- коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3-4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

- индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

- наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

- информационно-аналитические;

- досуговые;

- познавательные;

- наглядно-информационные формы.

Ожидаемые результаты:

Родители:

- Понимают объективность трудностей, возникает желание помочь, принять участие в улучшение условий воспитания в группе;

- Потребность быть успешным в воспитании детей, саморазвитии;

- Участие в обсуждении и принятии решений.

Дети:

· Ребенку эмоционально комфортно в группе;

· Ребенок делиться впечатлениями с членами семьи;

· Установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами.

Обоснование используемых технологий, методов, форм, взаимодействий воспитателя ДОУ и семьи

Традиционные:

v Традиционные формы работы с родителями;

v Современные формы работы с родителями;

v Посещение семьи ребенка;

v Посещение семьи ребенка;

v Родительские собрания;

v Наглядная пропаганда;

v День открытых дверей;

v Консультации;

v Информационно-аналитические;

v Наглядно-информационные;

v Познавательные;

v Досуговые;

v Экскурсии.

Чтобы изменить ошибочное мнение родителей в отношении задач и принципов работы детского сада, а также поддержать их образовательные инициативы и привлечь к образовательной деятельности ДОО.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога, и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Установление контактов с родителями, с семьей - первостепенная задача воспитателя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи дошкольника. Однако, посещение семьи должно осуществляться по приглашению; к посещению нужно готовиться, которое заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова педагога.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего - дети.

Инициаторами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Нами разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих социальное партнерство ДОУ и семьи и достаточный уровень подготовки представителей администрации детского сада к управлению качеством этого процесса. К этим условиям относятся:

- постоянное повышение профессиональной управленческой компетентности заведующей ДОУ, заместителя заведующей ДОУ по методической работе, старшего воспитателя и родителей в сфере организации социального партнерства ДОУ с семьями воспитанников;

- внутри коллективная культура ДОУ как организационная и психологическая среда социального партнерства ДОУ и родителей;

- целеполагание и планирование совместной деятельности по социальному партнерству.

Основные концептуальные идеи организации социального партнерства через нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями заключаются в следующем:

а) достижение высокого уровня скоординированности совместных действий, управленческих решениях по взаимодействию с семьями;

б) оптимальное распределение функций, прав и полномочий социального партнерства между педагогами и родителями;

в) высокий уровень профессиональной компетентности всех педагогических работников ДОУ в сфере организации социального партнерства ДОУ и семьи;

г) постоянный анализ управления качеством социального партнерства ДОУ и родителей как единой технологической системы с присущими ей особенностями, механизмами, методами принятия и реализации решений, многообразие нетрадиционных форм, способов, средств;

д) переориентация связей и отношений между педагогами и родителями в интересах достижения уровня взаимодействия, соответствующего современным требованиям демократического общества;

е) осуществление на практике системно-деятельностного подхода к организации социального партнерства через нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями.

В структуре управляющей системы ДОУ в режиме развития выделяют три уровня управления социальным партнерством ДОУ с родителями:

1-й уровень - стратегическое управление - заведующая ДОУ, педагогический совет ДОУ, обще детсадовский родительский комитет;

2-й уровень - тактическое управление - заместитель заведующей по методической работе, старший воспитатель, председатели родительских комитетов всех возрастных групп детского сада;

3-й уровень - оперативное управление - родители, педагоги и специалисты.

На каждом из уровней имеется своя система взаимодействия сотрудников. Все они взаимосвязаны между собой. В инновационном режиме организации социального партнерства через нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями функции субъектов управления расширены

Сущность системно-деятельностного подхода с точки зрения социального партнерства ДОУ с родителями заключается в том, что образовательная деятельность в ДОУ реализуется, с одной стороны, в прямой связи с требованиями ФГОС ДО и программными требованиями и возрастными особенностями развития детей в разных группах детского сада, а с другой стороны, эта образовательная деятельность согласуется и с этапами функционирования семьи и уровнем подготовленности родителей в вопросах образования и воспитания ребенка дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.

Воспитание функции семьи и ДОУ различны, до для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Использование разнообразных форм работы, как традиционных, так и нетрадиционных, помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного, воспитательного процесса их детей.

Примерные формы и виды взаимодействия ДОУ с родителями

Формы

Виды

Тема

Нетрадиционные

проекты социального партнерства ДОУ с семьей

«Солнце жизни»; «Малыши –крепыши»; «Вместе весело шагать»; «Наш семейный стадион»; «Папа, мама, поиграйте со мной!»; «Взрослые и дети на разноцветной планете»; «Я поведу тебя в музей»; «Мама, папа, я –читающая семья»

дискуссия

«Что важнее: здоровье, воспитание или развитие детей?»

«круглые столы»

«Проблемы в воспитании детей. Пути их решения»

конференции, семинары, практикумы

Решение задач оздоровления, воспитания и развития детей

использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей

«Создание здоровье сберегающей среды как средство психоэмоционального развития детей»

выпуск информационных листков, буклетов, журнал ДОУ

«Моя безопасность», «Будь здоров!»

Создание Управляющих советов, советов ДОУ

анкетирование

Степень удовлетворенности качеством дошкольного образования в ДОУ

Традиционные

консультации специалистов

Повышения родительской эффективности в семейном воспитании

тематические часы

Адаптация детей к ДОУ

Родительские собрания

«За здоровьем в детский сад»

семейные спортивные и интеллектуальные

«Папа, мама, я –спортивная семья!»

творческие конкурсы

«Папа, мама, я –дружная семья!»

стенды и уголки для родителей

Тематика в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ



Используемая литература:

· Агавелян М.Г., Данилова T.А., Чечулина О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

· Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2016. - 191 с. - (Детский сад и семья).

· Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников ДОУ. М., 2012.

· Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2014, - №5, - с. 40.

· Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – 2012. – С. 71-74.

· ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".www.consultant.ru\popular\educatio
2023