Библиографическое описание:
Салова З.В. Использование активных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это говорит о том, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Во всех программах курса «Окружающий мир» для начальной школы авторами даётся общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру.
Для детей младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:
- обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;
- признать право на его существование, уважать его «интересы»;
- проявлять осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих сил.
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций.
Типы уроков и требования, которыми руководствуется учитель при выборе типа урока следующие:
1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира
Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. Сюда следует отнести урок-наблюдение, урок-поиск или урок-практикум.
2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания
Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и создает меньше условий для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю? Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.
3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности
Важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.
Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра.
4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника
Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Воображение развивает способность ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Это определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Актуальными методами обучения выступают:
-кейс-метод: задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Учитель предлагает ситуация, ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
-метод проектов: предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. При этом создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и берёт на себя ответственность за производимое действие. Опыт работы показывает, что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.
-проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
-метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
-эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
-исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы
-метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе помогает обеспечить интерактивные методы (в переводе с англ. interact –«находиться во взаимодействии, общаться»).
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Актуальные интерактивные методы и приёмы, используемые на уроках окружающего мира на различных этапах урока:
Актуализация знаний: «Мозговая атака», «Ассоциативный куст»; «Предугадывание», «Микрофон».
Основное содержание: «Система подсказок «Помощник», Работа в парах и группах, «Пазл», «Сборщик информации», «Чтение с пометками», «Общий галдёж», «С мира по нитке».
Закрепление материала и рефлексия: «Синквейн», «Незаконченное предложение», «Кластер», «Фишбоун», «Пресс», «Поиск соответствий», «Займи позицию», «Ты мне – я тебе» и другие.
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию из нескольких методов.
Условия, от которых зависит выбор метода обучения, используемого на уроке, следующие:
-цели обучения;
-уровень подготовленности учащихся;
-возраст учащихся;
-время, отведенное на изучение материала;
-оснащённость школы;
-теоретическая и практическая подготовленность учителя.
Успех процесса обучения во многом зависит и от взаимоотношений между учителем и детьми, детей друг с другом, каждого ребенка с учителем, а также отдельного ученика с целым коллективом.
Выбор метода обучения, используемого на уроке, зависит от нескольких условий:
· цели обучения;
· уровня подготовленности учащихся;
· возраста учащихся;
· времени, отведенного на изучение материала;
· оснащенности школы;
· теоретической и практической подготовленности учителя.
Уроки с использованием данных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Для того, чтобы урок был успешным, нужно уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя уметь поддержать ученика; создавать благоприятный психологический климат на уроке; иметь способность удивлять детей; умело использовать индивидуальный подход, а также уметь организовать оценивание учащимися своей познавательной деятельности на уроке.
Исследовательская (проектная) деятельность на уроке окружающего мира
Преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, методист центра развития дошкольного и начального образования – Подсмашная Н.Е. делает акцент на том, что современное общество требует развитие личности, творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности ребенка. Все это говорит о необходимости внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.
Цель организации проектной деятельности: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.
Задачи:
-развитие инициативности и активности обучающихся:
-выявление наиболее одарённых учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
-развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
-развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности;
-поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности;
-расширение кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатами проектно-исследовательской деятельности выступают личные продвижения детей, формирование способностей (рефлексировать, целеполагать, планировать, проявлять инициативу, вступать в коммуникацию), а также опыт проектной деятельности (создание, представление, защита собственного результата и продукта).
Для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности необходимо на уроках окружающего мира применять различные упражнения, которые будут способствовать развитию собственной точки зрения, умению представлять себя в любой роли. Сюда можно отнести такие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета… придумай продолжение, но несколькими разными способами»; «Сколько значений у предмета? Докажи своё мнение»; «Посмотри на мир другими глазами»; «Составь рассказ, используя данное начало или концовку».
Для приучения детей к творческой деятельности необходимо ставить перед ними проектные задачи:
1 класс – «Составь фото-рассказ (или сочини вымышленную историю, сказку) о своем домашнем животном, оформи его на страницах рабочей тетради»; «Составь подборку фотографий или выполни рисунок на тему «Экологическая среда города», «Жизнь животных в городе» или «Природа в городе»;
2 класс – «Составь фото-рассказ о своей жизни за неделю», «Составь фото-рассказ об одном из экологических дне, отмеченных в школьном календаре», «Организуй с одноклассниками в классе выставку предметов сезонной одежды народов своего края», «Составь фото-рассказ о сезонной прогулке в лес/пакр/море»;
3 класс – «Разработай предложение об использовании общественного транспорта с сохранением экологической среды», «Подготовь фото-рассказ о мире растений/животных (в том числе родного края), обоснуй свое мнение к нему», «Охарактеризуй любое растение/животное своего родного края на основе наблюдений»;
4 класс – «Подготовь материал к конференции на тему «Как решить экологические проблемы края», «Подготовь материалы для фотовыставки «Альбом путешественника», «Подготовь материал для составления календаря памятных дат нашего Отечества».
Важную роль в проектно-исследовательской деятельности играет работа в группах. Здесь можно рассматривать любые вариации: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером, группа, сформированная учителем. Обязательное условие работы в группе – распределение ролей между учениками: организатор, докладчик, секретарь, критик и контролер.
Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность, следовательно, занимает немало времени. Тем не менее, работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, а также развивает творческие способности.
Теория решения изобретательских задач
Ведущая идея теории решения изобретательских задах (ТРИЗ) – придание учебному занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышение интереса детей к процессу обучения.
К особенностям ТРИЗ относят:
1.Доступность и посильность.
2.Использование в любой системе обучения.
3.Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии и воображения.
4.Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.
Методы и приёмы методики ТРИЗ:
1.«Составление загадок». Придумать, о чём будет загадка. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этими же свойствами. Добавить слова-связки и получить загадку.
2.«Да-нетка». Задаётся вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Необходимо угадать объект, который задуман. Задавать можно любой объект, изучаемый в предметно области «Окружающий мир» в соответствии с темой урока или рассматриваемыми понятиями. Отвечать можно только фразами «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения».
3.«Морфологический ящик/копилка». Данный приём используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий природоведческого характера. Например, копилки различных видов животных, растений, полезных ископаемых, исторических дат и другое.
4.«Системный лифт». Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта как части другого более крупного объекта. Например, работа с физической картой полушарий «Класс- первый этаж -школа – улица -район -город -республика -материк -полушарие -планета Земля».
5.«Создание паспорта». Приём используется для систематизации обобщения полученных знаний, для выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Например, создание характеристик полезных ископаемых или систем организма человека.
6.«Мои друзья». Данный приём предполагает подбор объектов по заданному признаку.
7.«Расселение». Приём используется при работе с копилками слов, помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал.
8.«Оживление». Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо понятия (от объекта живой или неживой природы, исторического события и другое).
9.«Мозговой штурм». Метод, при котором из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации.
10.«Синектика». Метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом. Возможности метода «незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым». При применении данного метода, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии: эмпатия – перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния характера образа; прямая аналогия – основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы; фантазия – аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье – радуга, солнечные лучи, дружба – цветок и т.д.
11.«Морфологический анализ». Комбинаторный метод, суть которого предлагать рождение нового оригинального решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат – горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Метод, по сути, переплетается с приёмом «морфологический ящик».
12.«МФО (метод фокальных объектов) ». Метод установления ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов). Например, придумать несуществующее фантастическое животное – «бегикот».
13.«Метод Робинзона» -нахождение применения, казалось бы, совсем ненужному предмету. Учитель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (скакалки, лампочки, консервные банки, жвачки и тд.) Необходимо очистить пляж от мусора и выжить на этом острове, используя только те предметы, которые имеются.
14.«Типовое фантазирование» - фантазирование с использованием конкретных приёмов. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приёмов: уменьшение-увеличение объекта (Существовала маленькая планета с гигантскими жителями. Продолжи сказку.). Приём «наоборот», например, травоядный тигр и хищная белка. Приём «дробление» - объединение (придумывание новой части животного или растения. Для чего оно будет необходимо?) Приём «оператор времени» - замедление или ускорение времени. Приём «динамика» - статика (оживление объектов и наоборот). Ученики могут сами выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
15.«Системный оператор» - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и другое). Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.
16.«ММЧ (метод маленьких человечков) ». Суть метода в том, что дети представляют себе маленьких человечком, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений.
Все рассмотренные методы и приёмы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Список литературы:
1.Наумова Л.В. «Исследовательский метод обучения на уроках окружающего мира»
2.Подсмашная Н.Е. «Проектная деятельность на уроках окружающего мира»
3.Гавриш А.И. «Применение приёмов ТРИЗ при изучении предметной области «Ознакомление с окружающим миром» в начальной школе» https://krippo.ru/index.php/14-moduli/2071-innovatsionnye-pedagogicheskie-tekhnologii-i-metodicheskie-priemy-raboty-na-urokakh-okruzhayushchij-mir-v-nachalnoj-shkole
4.Копылова Л.Г. «Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира» https://infourok.ru/ispolzovanie-razlichnih-metodov-i-priemov-obucheniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1683497.html
5.Бучина О. «Методы и приёмы ТРИЗ-технологии и их характеристика» https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-triz-tehnologi-i-ih-harakteristika.html
Салова З.В. Использование активных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это говорит о том, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Во всех программах курса «Окружающий мир» для начальной школы авторами даётся общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру.
Для детей младшего школьного возраста принять объект как ценность означает:
- обнаружить его присутствие в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;
- признать право на его существование, уважать его «интересы»;
- проявлять осторожность в обращении с «другим», помочь ему по мере своих сил.
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций.
Типы уроков и требования, которыми руководствуется учитель при выборе типа урока следующие:
1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира
Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. Сюда следует отнести урок-наблюдение, урок-поиск или урок-практикум.
2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания
Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и создает меньше условий для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю? Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.
3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности
Важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.
Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра.
4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника
Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Воображение развивает способность ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Это определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Актуальными методами обучения выступают:
-кейс-метод: задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Учитель предлагает ситуация, ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
-метод проектов: предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. При этом создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и берёт на себя ответственность за производимое действие. Опыт работы показывает, что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.
-проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
-метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
-эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
-исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы
-метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Личностно-ориентированный подход в образовательном процессе помогает обеспечить интерактивные методы (в переводе с англ. interact –«находиться во взаимодействии, общаться»).
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Актуальные интерактивные методы и приёмы, используемые на уроках окружающего мира на различных этапах урока:
Актуализация знаний: «Мозговая атака», «Ассоциативный куст»; «Предугадывание», «Микрофон».
Основное содержание: «Система подсказок «Помощник», Работа в парах и группах, «Пазл», «Сборщик информации», «Чтение с пометками», «Общий галдёж», «С мира по нитке».
Закрепление материала и рефлексия: «Синквейн», «Незаконченное предложение», «Кластер», «Фишбоун», «Пресс», «Поиск соответствий», «Займи позицию», «Ты мне – я тебе» и другие.
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию из нескольких методов.
Условия, от которых зависит выбор метода обучения, используемого на уроке, следующие:
-цели обучения;
-уровень подготовленности учащихся;
-возраст учащихся;
-время, отведенное на изучение материала;
-оснащённость школы;
-теоретическая и практическая подготовленность учителя.
Успех процесса обучения во многом зависит и от взаимоотношений между учителем и детьми, детей друг с другом, каждого ребенка с учителем, а также отдельного ученика с целым коллективом.
Выбор метода обучения, используемого на уроке, зависит от нескольких условий:
· цели обучения;
· уровня подготовленности учащихся;
· возраста учащихся;
· времени, отведенного на изучение материала;
· оснащенности школы;
· теоретической и практической подготовленности учителя.
Уроки с использованием данных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Для того, чтобы урок был успешным, нужно уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя уметь поддержать ученика; создавать благоприятный психологический климат на уроке; иметь способность удивлять детей; умело использовать индивидуальный подход, а также уметь организовать оценивание учащимися своей познавательной деятельности на уроке.
Исследовательская (проектная) деятельность на уроке окружающего мира
Преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, методист центра развития дошкольного и начального образования – Подсмашная Н.Е. делает акцент на том, что современное общество требует развитие личности, творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности ребенка. Все это говорит о необходимости внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.
Цель организации проектной деятельности: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.
Задачи:
-развитие инициативности и активности обучающихся:
-выявление наиболее одарённых учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
-развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
-развитие у учащихся самостоятельной познавательной деятельности;
-поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности;
-расширение кругозора учащихся в области научных достижений.
Результатами проектно-исследовательской деятельности выступают личные продвижения детей, формирование способностей (рефлексировать, целеполагать, планировать, проявлять инициативу, вступать в коммуникацию), а также опыт проектной деятельности (создание, представление, защита собственного результата и продукта).
Для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности необходимо на уроках окружающего мира применять различные упражнения, которые будут способствовать развитию собственной точки зрения, умению представлять себя в любой роли. Сюда можно отнести такие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета… придумай продолжение, но несколькими разными способами»; «Сколько значений у предмета? Докажи своё мнение»; «Посмотри на мир другими глазами»; «Составь рассказ, используя данное начало или концовку».
Для приучения детей к творческой деятельности необходимо ставить перед ними проектные задачи:
1 класс – «Составь фото-рассказ (или сочини вымышленную историю, сказку) о своем домашнем животном, оформи его на страницах рабочей тетради»; «Составь подборку фотографий или выполни рисунок на тему «Экологическая среда города», «Жизнь животных в городе» или «Природа в городе»;
2 класс – «Составь фото-рассказ о своей жизни за неделю», «Составь фото-рассказ об одном из экологических дне, отмеченных в школьном календаре», «Организуй с одноклассниками в классе выставку предметов сезонной одежды народов своего края», «Составь фото-рассказ о сезонной прогулке в лес/пакр/море»;
3 класс – «Разработай предложение об использовании общественного транспорта с сохранением экологической среды», «Подготовь фото-рассказ о мире растений/животных (в том числе родного края), обоснуй свое мнение к нему», «Охарактеризуй любое растение/животное своего родного края на основе наблюдений»;
4 класс – «Подготовь материал к конференции на тему «Как решить экологические проблемы края», «Подготовь материалы для фотовыставки «Альбом путешественника», «Подготовь материал для составления календаря памятных дат нашего Отечества».
Важную роль в проектно-исследовательской деятельности играет работа в группах. Здесь можно рассматривать любые вариации: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером, группа, сформированная учителем. Обязательное условие работы в группе – распределение ролей между учениками: организатор, докладчик, секретарь, критик и контролер.
Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность, следовательно, занимает немало времени. Тем не менее, работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, а также развивает творческие способности.
Теория решения изобретательских задач
Ведущая идея теории решения изобретательских задах (ТРИЗ) – придание учебному занятию оригинальность, нестандартность, креативность, повышение интереса детей к процессу обучения.
К особенностям ТРИЗ относят:
1.Доступность и посильность.
2.Использование в любой системе обучения.
3.Инструмент для развития системного творческого мышления, фантазии и воображения.
4.Использование изученных алгоритмов в последующей работе, в иных жизненных ситуациях.
Методы и приёмы методики ТРИЗ:
1.«Составление загадок». Придумать, о чём будет загадка. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этими же свойствами. Добавить слова-связки и получить загадку.
2.«Да-нетка». Задаётся вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Необходимо угадать объект, который задуман. Задавать можно любой объект, изучаемый в предметно области «Окружающий мир» в соответствии с темой урока или рассматриваемыми понятиями. Отвечать можно только фразами «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения».
3.«Морфологический ящик/копилка». Данный приём используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении понятий природоведческого характера. Например, копилки различных видов животных, растений, полезных ископаемых, исторических дат и другое.
4.«Системный лифт». Приём используется для рассмотрения частей изучаемого объекта как части другого более крупного объекта. Например, работа с физической картой полушарий «Класс- первый этаж -школа – улица -район -город -республика -материк -полушарие -планета Земля».
5.«Создание паспорта». Приём используется для систематизации обобщения полученных знаний, для выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Например, создание характеристик полезных ископаемых или систем организма человека.
6.«Мои друзья». Данный приём предполагает подбор объектов по заданному признаку.
7.«Расселение». Приём используется при работе с копилками слов, помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал.
8.«Оживление». Приём предполагает выступление учащихся в роли какого-либо понятия (от объекта живой или неживой природы, исторического события и другое).
9.«Мозговой штурм». Метод, при котором из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации.
10.«Синектика». Метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом. Возможности метода «незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым». При применении данного метода, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии: эмпатия – перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния характера образа; прямая аналогия – основывается на нахождении буквального сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы; фантазия – аналогия, возникающая в фантастическом, воображаемом мире, например, счастье – радуга, солнечные лучи, дружба – цветок и т.д.
11.«Морфологический анализ». Комбинаторный метод, суть которого предлагать рождение нового оригинального решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат – горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Метод, по сути, переплетается с приёмом «морфологический ящик».
12.«МФО (метод фокальных объектов) ». Метод установления ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов). Например, придумать несуществующее фантастическое животное – «бегикот».
13.«Метод Робинзона» -нахождение применения, казалось бы, совсем ненужному предмету. Учитель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (скакалки, лампочки, консервные банки, жвачки и тд.) Необходимо очистить пляж от мусора и выжить на этом острове, используя только те предметы, которые имеются.
14.«Типовое фантазирование» - фантазирование с использованием конкретных приёмов. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приёмов: уменьшение-увеличение объекта (Существовала маленькая планета с гигантскими жителями. Продолжи сказку.). Приём «наоборот», например, травоядный тигр и хищная белка. Приём «дробление» - объединение (придумывание новой части животного или растения. Для чего оно будет необходимо?) Приём «оператор времени» - замедление или ускорение времени. Приём «динамика» - статика (оживление объектов и наоборот). Ученики могут сами выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
15.«Системный оператор» - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и другое). Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.
16.«ММЧ (метод маленьких человечков) ». Суть метода в том, что дети представляют себе маленьких человечком, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений.
Все рассмотренные методы и приёмы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Список литературы:
1.Наумова Л.В. «Исследовательский метод обучения на уроках окружающего мира»
2.Подсмашная Н.Е. «Проектная деятельность на уроках окружающего мира»
3.Гавриш А.И. «Применение приёмов ТРИЗ при изучении предметной области «Ознакомление с окружающим миром» в начальной школе» https://krippo.ru/index.php/14-moduli/2071-innovatsionnye-pedagogicheskie-tekhnologii-i-metodicheskie-priemy-raboty-na-urokakh-okruzhayushchij-mir-v-nachalnoj-shkole
4.Копылова Л.Г. «Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира» https://infourok.ru/ispolzovanie-razlichnih-metodov-i-priemov-obucheniya-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira-1683497.html
5.Бучина О. «Методы и приёмы ТРИЗ-технологии и их характеристика» https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-triz-tehnologi-i-ih-harakteristika.html