НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бутузова Л.В. Педагогические условия адаптации детей в дошкольном учреждении

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Дошкольные учреждения присмотра и оздоровления занимают особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Эти оздоровительные реабилитационные учреждения призваны создать условия, в которых ребёнок может оздоровиться, развивается всесторонне и своевременно.
Известно, что ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. По утверждению Г. Селье существует определённый параллелизм между жизненностью и способностью человека к адаптации. Исследования Г. Селье показали, что определённая степень стресса может быть даже полезной, так как играет стабилизирующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Однако если стресс силён и продолжается долго, то он перегружает адаптационные возможности индивида и приводит к физиологическим и психическим «поломкам» в организме [50].
Исследование проводилось на базе МБДОУ №44 г. Ангарска Иркутской области. Методологической основой исследования являются представления о критериях психологической адаптации (А.А. Реан), об уровнях адаптации (Н.Д. Ватутина), положения Л.С. Выготского о движущих силах психического, В.А. Петровского о принципах развития на основе личностно-ориентированной педагогики. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов.
Объект: адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении присмотра и оздоровления. Основной идеей создания педагогических условий адаптации послужило эффективное взаимодействие специалистов с детьми. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому учреждению, зависит дальнейшее развитие малыша и его эмоциональное благополучное. Если воспитывающие взрослые объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду зависти протекание адаптации детей. Предмет: педагогические условия адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении присмотра и оздоровления. Система психолого-педагогических воздействий осуществлялась на основании алгоритма.
Цель исследования: определение педагогических условий адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении присмотра и оздоровления.

Алгоритм системы психолого-педагогических воздействий

Этапы работы:
1 этап Подготовительный.
Произвести сбор информации о ребёнке. Подготовить ребёнка к плавному переходу из одной группы в другую (из младшей группы в старшую).
Беседа с педиатром, старшей медсестрой, психологом.
2 этап Психолого- педагогическое сопровождение.
Определение социально-психологической адаптации ребёнка. Оптимизация факторов, влияющих на уровень адаптации ребёнка.
Создание специальных условий для адаптации ребёнка в группе: – поэтапный приём; – разработка индивидуального режима для ребёнка; – создание специальных условий для детей в группе; – воспитание культурно-гигиенических навыков; – организация действий с предметами; – обогащение позитивного опыта взаимодействия и отношений с окружающими. Реализация адаптационной системы: 1 группа. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении. 2 группа. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. 3 группа. Игры и упражнения, направленные на позитивное эмоциональное отношение к окружающей действительности.
3 этап Анализа и выводов.
Анализ адаптационных возможностей ребёнка. Оценка уровня нервно-психического развития детей.
Объективный и комплексный подход к анализу адаптивных возможностей ребёнка, определение индивидуальной работы с детьми, имеющих тяжёлую степень адаптации.
МППК (медико-психолого-педагогический консилиум).
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием развития коммуникативных умений ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждение «самостоятельности» ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами алгоритма на втором этапе работы. Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, при этом, ее эмоциональный компонент, непосредственность, творчество привлекают не только детей, но и взрослых.
В содержание алгоритма были включены игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения: 1 группа. Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении (на установление контакта с детьми, формирование доверительного отношения к взрослым, т.е. коллективные игры). 2 группа.
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры, ролевые игры, психологические гимнастики, и др.). 3 группа. Игры и упражнения, направленные на позитивное эмоциональное отношение к окружающей действительности (познавательные игры, игры-забавы и другие).
Анализ результатов позволил нам охарактеризовать настроение, сформированность привычек и социальных навыков, регулирование физиологических потребностей, интерес к окружающей действительности, аффективную привязанность на этапе поступления ребенка в новую группу. Данная работа показала необходимость ее включения в подготовительный этап алгоритма социально-педагогической адаптации детей к дошкольному учреждению.
Введение детей в диагностические ситуации и наблюдения за их поведением позволили более дифференцированно охарактеризовать проявления адаптации. Выяснилось, что у большинства детей ни новое помещение, ни игрушки не вызывали интереса и не способствовали появлению положительных эмоций. Можно предположить, что прошлый опыт посещения группы приводил детей к неблагоприятному прогнозированию возможных перемен. Защитой в этих ситуациях может выступать только взрослый. Поэтому ребенок активно искал у него поддержки. Только убедившись в наличии необходимой защиты, в позитивном отношении к себе и к своим переживаниям, он приходил в более спокойное эмоциональное состояние. Наиболее значимым для ребенка показателем положительного отношения взрослого оказался тактильный контакт. Для некоторых детей он мог быть сравнительно непродолжительным, а для других должен был длиться достаточно долго. При этом даже дети, которые изначально отвергали тактильный контакт (не шли на руки, вырывались), в дальнейшем изменяли свое поведение. В результате наблюдался выход из состояния стресса и переход к обычному состоянию и поведению. Другие дети адаптировались быстрее и полноценнее. Они раньше отвечали на предложение включиться вся в игру, и проявляли большую активность и самостоятельность.
Педагогическими условиями успешной адаптации детей к дошкольному учреждению присмотра и оздоровления являются: своевременная диагностика и учет индивидуально-психологических особенностей ребёнка, его состояния здоровья во взаимодействии сотрудников с детьми; создание благоприятной развивающей среды комфортного пребывания ребёнка приемами эмоциональной вовлеченности в игровое взаимодействие в соответствии с интересами и потребностями ребенка. Контрольный эксперимент подтвердил эффективность педагогических условий, что подтверждает гипотезу исследования.

Список литературы

1. Авдеева Н.Я. Развитие личности в раннем детстве [Текст] / Н.Я. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 103–110.
2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада // Под ред. Л.И. Каплан [Текст] / Н.Д. Ватутина. – М.: Просвещение
2019