Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Романова О. А. Геймификация на уроках английского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Начнём с ответа на простой вопрос: «А с кем мы сейчас работаем?» Возьмём известную классификацию теории поколений, разработанную Уильямом Штраусом и Нилом Хау. В данной теории ученые объяснили, чем вызваны различия культурных ценностей поколений и позволили выявить индивидуальные черты каждого из них. Дети, которые сейчас ходят в школу – это поколение Z. Одна из ключевых особенностей данного поколения кроется в умение быстро усваивать информацию, но при этом очень дозированно. Это покорители цифрового мира, пользователи интернета и гаджетов. Они привыкли, что информация доступна в один клик и изучают только то, что им интересно. Быстро переключают внимание и не умеют концентрироваться. При работе с таким поколением приходится особенно уделять внимание мотивации, как ключевому моменту обучения. Поэтому в ходе своей педагогической деятельности я поставила перед собой цель развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие игровых форм обучения по средствам педагогики удивления.
Педагогика удивления – особое направление педагогики, которое описывает систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на эмоции удивления.
С точки зрения психологии, удивление – когнитивная эмоция и способность удивляться может стать отличным способом мотивации ребенка к изучению различных предметов, в том числе и иностранного языка. Концептуальность данного метода основано на том, что удивление побуждает ребенку к интересу изучения предмета самостоятельно, что, в итоге приводит к высоким результатам. Актуальность же метода состоит в том, что любопытство может стать механизмом для формирования внутренней положительной мотивации к обучению. Как уже говорилось выше, у современных детей есть постоянный доступ к большому количеству информации, а любопытство, вызванное удивлением, может стать ключом к желанию пользоваться этой информацией.
Как же учителю использовать ресурс удивления на уроке учителями в полной мере? Решение предполагает отбор наиболее эффективных приемов работы учителя. Существует четыре основных способа использовать удивление: а) методом; б) фактом; в) собственными силами и г) образовательной средой.
Сегодня в данной статье разберем первый источник удивления – удивление методом. На своих уроках английского языка я использую метод подачи грамматического материала, отличающийся от привычного, что вызывает удивление у учащихся, которое затем перерастает в интерес.
Например, выучить неправильные глаголы английского языка я предлагаю учащимся при помощи игры в карты. Группа делится на 2-3 группы по 4-6 человек, раздаются по 5 специальных карт, на которых написаны по 3 неправильных глагола в одной из трех форм. Ученики по очереди ходят, необходимо положить по вверх игровые карты (находится на столе изначально) или глагол в той же форме (I, II, III) или глагол, который уже есть на картах, но в другой форме (begin-began-begun). Задача – избавится от всех карт, полученных при раздаче.
Структуры строения предложений можно продемонстрировать при помощи пальцев руки, где каждый палец отвечает за свой член предложения. Мизинец –– самый короткий палец, как маленький ребенок, задающий вопросы when? where?what? why? Безымянный палец – вспомогательный  глагол, который мы не переводим (без имени); Средний палец – самый длинный палец, главный член предложения, подлежащее; Указательный палец – сказуемое глагол, указывающий на действие; Большой палец – оставшийся хвостик (остальная часть предложения).
Довольно много материалов для использования ресурса удивления именно при объяснении грамматического материала английского языка разработаны кандидатом педагогических наук П.А. Степичевым. Очень важно, что в данном случае, как показывает практика, удивление методом и связанная с ним познавательная задача ориентируют обучающегося на самостоятельное решение, на первый план выходит интерес к процессу решения и, как следствие, реальное усвоение материала, а не использование ключей или же переводчиков.
Удивлять методом можно и путем превращения процесса обучения в игру. Данная методика геймификации обучения набирает все больше поклонников среди учителей английского языка, так как использование затягивающего игрового процесса делает процесс освоения материала ненавязчивым и нетрадиционным, но в то же время эффективным. Причины использования игр при обучении иностранному языку следующие:
Много уже готовых игр разработаны сообществом учителей Trendy English, KeenTeens, фирмой Фабула, которые можно приобрести и посмотреть на сайте данных компаний, но я хочу поделиться с вами своими находками.
1.       Мы развиваем все четыре основных вида речевой деятельности: говорение, слушание, чтение и письмо. При этом данные виды речевой деятельности тренируются не с помощью скучных, однообразных упражнений из учебника, а путем активного, заинтересованного участия студентов в процессе геймификации, который является сильнейшим стимулом овладения иностранным языком. В данной ситуации не учитель, а само условие участия в игре с определенным запасом английских слов и выражений ненавязчиво направляет учеников к изучению лексики и грамматики иностранного языка.
2.       Эффект соревнования увеличивает активность учащихся и производительность труда. Главная цель любой игры – победить. А для того, чтобы победить, нужно 100% участие, мобилизация всех сил и знаний. Также во время игры раскрываются дополнительные ресурсы, музыкальный, артистический или другой потенциал.
3.       Игры способствуют эмоциональному расслаблению и преодолению языкового барьера. Любая игра выводит человека из серьезного, напряженного состояния, которое бессознательно создается, когда человек пытается овладеть и еще неуверенно общается на иностранном языке.
4.       Во время игры мы создаем коммуникативную ситуацию. Самоцель изучения языка взаимозаменяется определенной коммуникативной ситуацией – объяснить слово, чтоб его поняли, понять, что тебе пытаются объяснить, произвести нужное действие и, наконец, выиграть.
Много уже готовых игр разработаны сообществом учителей Trendy English, KeenTeens, фирмой Фабула, которые можно приобрести и посмотреть на сайте данных компаний, но я хочу поделиться с вами своими находками. Это адаптированные под изучение английского языка классические игры:
Игра в крестики-нолики. Эта игра подходит для учеников любого возраста и помощью можно закреплять, как и знание слов, структур, грамматики, так и делать практику устной речи для учеников старших классов. Для игры на классной доске рисуем табличку 3 на 3 клетки и вписываем в неё слова (буквы, транскрипции, цифры, грамматические явления, темы для монологических высказываний, вопросы), которые хотим закрепить или повторить на уроке. Группа делится на две команды или разбивается на пары – крестики и нолики. По очереди команды или игроки называют слово (составляет с ним предложение, строят монолог по теме, составляют грамматические конструкции). Если ученик выполняет задание правильно, то ставит в клетку крестик, если ошибается, то знак ставит противоположная команда (игрок). Варианты заданий и организации поля – различные, зависит от вашей фантазии.
Морской Бой. Еще одна игра, которую можно применить к любой теме и материалу урока. Делим класс на пары и раздаем заранее приготовленное поле в двух экземплярах (свое и противника) для игры в морской бой (11х11 клеток), только в первой колонке, где в обычной игре стоят цифры от 1 до 10, пишем любые, например, цвета: blue, green, red etc. А в первую строку (строка с буквами в классической игре вписываем слова, которые являются предметами одежды. Правила игры остаются прежними — ученикам нужно обнаружить и уничтожить корабли противника. Только теперь, чтобы сделать ход, им нужно правильно составить предложение в требуемыми словами, используя слова в первой строке и в первой колонке. Например, Have you got a black hat? Если первый игрок стреляет мимо, то противник отвечает отрицательно (No, I haven’t) и право хода передается его сопернику. Если студент попадает в корабль противника, то он сохраняет право следующего хода, а противник отвечает положительно (Yes, I have). Данную игру можно подстроить под разный возраст, увеличить и уменьшить количество полей и дать различные темы не только по лексике, но и по грамматике.
Словесно-ролевая игра Классическая ролевая игра на уроке английского – это деятельность, в которой каждый выступает в заданной роли, стараясь соответствовать речевому этикету своей роли. Конечно, данные игры очень эффективны в формировании коммуникативных навыков учащихся, но по моим наблюдениям чем старше класс, тем меньше мотивации участвовать в этом упражнении. Конечно, четко заданные роли (покупатель и продавец) в среднем звене сменяют на более интересные (анкетирование, дебаты, более расширенные диалоги с несколькими вариантами развития), но интерес поиграть в роли порой заключается лишь в получении хорошей оценки. Словено-ролевые игры– особый вид игры, которая происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков – учеников, описывающих действия своих персонажей, и мастера игры – учителя, описывающего реалии окружающего мира. У игроков в данной игре появляется игровая цель (спасти принцессу, найти потерявшуюся собаку, наиболее выгодно потратить деньги),

которая определенно добавляет больше мотивации к участию.

Рис.1 Игровое поле

Разберем данный тип игр на конкретном примере. На рисунке 1 изображено игровое поле, как видите на нём нет фишек, игроки в праве перемещаться и действовать в любом направлении. Есть игровая цель – спасти принцессу и учебная цель – отработать предлоги направления и глаголы движений. Ученики могут играть командой делая ход по очереди, могут каждый за себя (зависит от отведенного на игру времени). Перед началом игры учитель описывает карту (называет предметы, ставит цель) и перед каждым ходом учитель задает один и тоже вопрос: What are you going to do next? Ученики дают ответ на этот вопрос, он может быть любым – зависит от их фантазии, например, We are climbing up the wall и кидают кубик. Теперь начинается все самое интересное. Мы заранее договорились с учениками, что если выпадает число от 1 до 4 – то это неудача и у них не получается выполнить действие, возможно, с ними произойдет что-то плохое. Что именно? Теперь зависит от фантазии учителя. В данном случае можно ответить, например: No, the wall is too high and you can’t reach the top. Или же, если один из игроков слишком много перетягивает внимания на себя можно его остановить, «выключив» из игры: When you were climbing up the wall Sergey fell down and he is unconscious now. После описания событий учитель вновь повторяет вопрос для начала следующего хода.
Умелое использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка, улучшению отношений между учащимися и учителем, созданию творческой обстановки и поддержанию живого интереса и конечно приобретению опыта практической и творческой деятельности. Более того подобные ролевые игры способствуют активизации лексико-грамматического материала, приближают процесс коммуникации к условиям реального общения. Подытоживая значимость ролевых игр можно привести цитату А. В. Конышевой, в которой достаточно емко описаны положительные моменты связанные с применением ролевых игр: «Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом».
Результаты применения педагогики удивления и приёмов геймификации уроков можно отследить по результатам учащихся при сдачи государственных экзаменов и написании всероссийских проверочных работ. Группа на данный момент 11 класса из 17 человек, которую я взяла в восьмом с качественной успеваемостью в 61% вышли на успеваемость в 91% и 15 человек успешно сдали ОГЭ по английскому языку, 76% процентов детей получили 4 и 5. В 2020 и 2021 году параллели 7ых и 8ых классов сдали ВПР со 100% абсолютными и качественными показателями. Активно так же дети участвуют и проявляют себя в различных олимпиадах и мероприятиях, связанными с использованием английского языка.
Урок, построенный с опорой на идеи педагогики удивления, успешно совмещает в себе достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые описывает ФГОС. В основе педагогики удивления лежат принципы природосообразности, активности, проблемности, свободы творчества. За счет эмоционального вовлечения, происходит у учащихся повышение интереса к изучаемому предмету. Степичев П. А. утверждает, что по-настоящему принять педагогику удивления может тот учитель, который сам способен удивляться. Опыт работы по данной методике показывает, что каждый урок - это получение новых знаний не только для учащихся, но и для меня как для педагога общеобразовательного учреждения. В будущих планах своей педагогической деятельности ставлю цель - строить интересные уроки, удивлять детей не только новым для них материалом, но и чувством их собственного удовлетворения от проделанной самостоятельно работы на уроках.

Библиографический список

1. Бакланова Н.К. Формирование профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования / Н.К. Бакланова // Среднее и профессиональное образование - № 2 – 2013 с. 41-43
2. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Изд. 2-е, стереотип. – М.: ТетраСистемс, 2004. – 176 с
3. Степичев П. А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání. - 2015. - № 4
3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990, – 288 с.
4. Хромова Ю.М., Степичев П.А. Программа курса английского языка “English Club” / Ю.М.Хромова // Социосфера № 4, 2014
2021