НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карюкина О.Ю. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств и приобщение к элементарным общепринятым нормам поведения детей старшего дошкольного возраста «На пороге большого мира»

Библиографическое описание:

Карюкина О.Ю. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств и приобщение к элементарным общепринятым нормам поведения детей старшего дошкольного возраста «На пороге большого мира» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Тема патриотизма в современной России сегодня приобретает особую значимость. История нашей страны многогранна, необыкновенна и интересна. И для того, чтобы научится любить свою Родину, необходимо знать, понимать и уважать ее историю и культуру. А одна из основных задач педагога - помочь ребенку вырасти достойным гражданином своей страны.

Ребёнок в возрасте 5-7 лет (согласно Эрику Эриксону, американскому психологу XX века) уже чувствует себя личностью, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У него формируется предприимчивость, инициатива. И эти стремления педагогу необходимо всего лишь направить в нужное русло-поддержать организаторские способности и самостоятельность ребёнка в освоении той культуры, того пространства, которое его окружает.

Но не стоит забывать, что главным авторитетом для ребёнка на данном этапе его развития является всё же не педагог, а семья. А потому необходимо вовлекать в педагогический процесс родителей - именно их поддержка активности ребёнка определит успешность прохождения социально-психологического кризиса данного возраста, и позволит ребёнку без чувства вины проявлять свои творческие способности и самостоятельность в освоении мира.

Тем более что под руководством старших - родителей и педагогов – ребёнок сможет не только освоить мир, но и сделать это, не подвергая риску свою жизнь и здоровье. Его столкновение с опасностью произойдёт в комфортных условиях - посредством бесед, разбора проблемных ситуаций и наглядных иллюстраций.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок наиболее восприимчив к эмоционально-психологическому воздействию. И эти первые яркие, запоминающиеся эмоции станут, впоследствии, основой для развития в нём сложных социальных чувств и его личности в целом.

Общество, согласно современным представлениям социологов и социальных психологов, - это система всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей.

Человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Включаться в различные коллективы, малые группы, человек начинает с самого детства. Постепенно усваивая их социальные нормы, культурные ценности и образцы поведения ребёнок приобретает необходимый опыт и навык для освоения всё более сложных, масштабных общественных систем. Процесс подобного усвоения, одним словом, можно обозначить, как социализацию.

Таким образом, становится очевидно, что сопровождение ребёнка на этом пути во многом влияет на его дальнейшую адаптацию в сложном мире человеческих отношений.

На первом этапе социализации (когда нормы и ценности усваиваются ребёнком, а не взрослым человеком) для ребёнка главным наставником и авторитетом является семья - непосредственное и ближайшее окружение. Но в настоящее время сам институт семьи видоизменился по сравнению с традиционным (оба родителя теперь чаще всего выполняют не только родительские, но и профессиональные роли). Поэтому исключительно семейное воспитание не может обеспечить адекватную подготовку ребенка к все более многообразным и усложняющимся формам жизнедеятельности.

Отсюда следует возникновение новых общественных институтов, специально

предназначенных для передачи унаследованного опыта. В частности, таким институтом является государственное дошкольное образовательное учреждение.

В возрасте 5-7 лет ребёнок уже осознаёт себя частью собственной семьи, частью коллектива сверстников. Следующая задача, которая встаёт перед педагогом - дать ребёнку ощутить себя частью своего города, своей страны, ввести понятие «Родина», которое включало бы в себя всё культурно историческое наследие: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Это необходимо для того, чтобы облегчить переход дошкольника из детского сада в школу - важное и ответственное событие для ребёнка, особую инициацию, ступень на пути к взрослой жизни. Помогая духовно-нравственному становлению дошкольника, воспитывая в нём патриотизм, педагог способствует укреплению чувства стабильности, предупреждает развитие тревожности, помогает поддерживать познавательную активность ребёнка на высоком уровне.

Однако, патриотизм, как ощущение за спиной многовековых традиции своего народа, осознание себя гражданином своего Отечества, любовь к Родине, педагогу необходимо не навязывать ребёнку, а взращивать в нём. Только так это чувство станет воспитаннику надёжным подспорьем в дальнейшей жизни.

Но, кроме воспитания безусловной любви к Отечеству, необходимо донести до ребёнка, что окружающий мир может быть не только интересным и дружелюбным, но и опасным местом. Соблюдение социальных норм и правил поведения улучшают качество жизни, а несоблюдение может привести к негативным последствиям (вплоть до угрозы жизни и здоровью).

Впервые эту мысль сообщает ребёнку семья, она же и оберегает от возможных опасностей. Но по мере того, как ребёнок взрослеет, ширится и спектр ситуаций повышенного риска, в которых он может оказаться. Более того, в 5-7 лет мало просто огородить ребёнка от подстерегающих опасностей - важно научить его прогнозировать подобные ситуации, избегать их и верно действовать внутри них, если избежать столкновения не удалось.

Правила поведения и меры безопасности также непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и меры предосторожности.

Успешное освоение культуры и правил поведения должно происходить в интересной для ребёнка содержательной деятельности, наполненной положительными эмоциональными переживаниями (а в дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка), радостью созидания, само выражения.

И тут педагог должен задаться вопросом, который в своё время чётко сформулировал советский и российский социолог и антрополог Игорь Семёнович Кон: «осознает ли нынешнее поколение взрослых масштаб происходящих социальных изменений и связанную с этим необходимость готовить своих детей к жизни в мире, существенно отличном от их собственного?» Ведь родители современных дошкольников действительно воспитывались в совершенно иной стране, их детство прошло в мире с другими правилами и закономерностями. И могут ли ониадекватно подготовить своего ребёнка к жизни в гораздо белее нестабильном современном мире?

Задача педагога в этом вопросе - отслеживать лакуны, возникающие у дошкольниковотносительно норм и правил безопасного поведения. А также, проводить беседы с родителями, активно включая семью в разговор о безопасности детей, которые сейчас всё чаще бывают предоставлены сами себе.

Именно от того, как ребёнок воспринимает окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем - жизненные успехи взрослого человека.

Из всего вышесказанного нами был сделан следующий вывод: выпускаясь из детского сада, ребёнок должен быть уверен в себе, в своей семье, в своей стране. Он должен чувствовать себя частью общества, чувствовать его любовь и поддержку, его силу и культурную ценность. Опасности взрослого мира должны не пугать ребёнка, а актуализировать его знания о безопасном поведении. А семья, как ближайшее окружение ребёнка, должна быть привлечена педагогом к непосредственному педагогическому процессу.

Литература:

1. Эриксон Э. Г. Детство и общество, СПб: Летний сад, 2000 г.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», М.: Скрипторий 2003, 2008 г. - 96 с.

3. Федотова Н.П., Гасанова О.Б. «Мы в этом городе живём: он растет, и мы растём», СПб: Образование - Плюс, 2007 г.

4. Авдеева Н.Н., Князева О.Л.,Стеркина Р.Б. «Безопасность», СПб: Детство-Пресс, 2005 г. – 144 с.

5. Кон И. С. Ребёнок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
2023