Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
В настоящее время проблема формирования читательского интереса у старших дошкольников является чрезвычайно актуальной, в связи с тем, что современные дети в большинстве своем увлечены компьютерными играми или просмотром видеопродукции, не интересуются художественной литературой и книгами. Между тем, научно доказано, что дети, испытывающие интерес к книге и чтению, узнают много нового и интересного, под воздействием книги развивается личность детей, в процессе чтения происходит освоение нравственных ориентиров и ценностей.
Принятая в нашей стране «Национальная программа развития и поддержки чтения» еще раз подчеркивает, что «в современном обществе важной задачей является формирование у детей потребности в чтении». Для того, чтобы привить детям интерес к чтению, важно начинать с работы с семьёй, поэтому педагоги должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Взаимодействие воспитателей и семьи направлено, в первую очередь, на то, чтобы помочь родителям осознать важность чтения и восприятия книг, как основного средства образования и воспитания детей дошкольного возраста. Для этого педагоги проводят с родителями разного рода мероприятия: собрания, беседы, круглые столы, консультации, тренинги, семинары и др.
Представляем опыт работы МБДОУ «Детский сад № 76» г. Нижнего Новгорода по формированию читательского интереса у старших дошкольников. Нами разработан перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
С родителями был проведен цикл родительских собраний на темы: «Читательские интересы детей», «Ребёнок и книга», «Как научить ребенка читать»; консультаций: «Какие книги читать детям», «Методика работы с книгой», «Как формировать у детей интерес к чтению», «Влияние книг на развитие личности» и др.
Интересной и эффективной формой взаимодействия с родителями воспитанников стал мастер-класс на тему «Нужны ли детям сказки?», нацеленный на то, чтобы закрепить имеющиеся у родителей знания по вопросу о важности чтения сказок для детей. С родителями была проведена беседа по теме «Специфика восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста»; в ходе беседы был показан вред раннего приучения детей к бесконтрольному просмотру теле и видеопрограмм, увлечения компьютерными играми, определен развивающий и воспитательный потенциал чтения и восприятия детской художественной литературы.
В родительских уголках на стендах и в папках размещены советы, памятки и рекомендации о том, как грамотно организовать чтение ребенка в домашних условиях: «Прочтите вместе с детьми», «О чем беседовать после прочтения книги», «Как правильно рассказывать сказки», «Что почитать с детьми о весне (осени и др.)». В постоянной рубрике «Новинки детской литературы» регулярно размещаем информацию о новой детской литературе в виде краткого аннотированного текста.
Приведём описание родительского собрания в форме круглого стола на тему «Ребёнок и книга». Целью данного мероприятия является педагогическое просвещение родителей в вопросах организации и методики детского чтения, совершенствование качества партнерских отношений между педагогами и родителями.
На предварительном этапе было проведено анкетирование родителей по теме собрания, беседы с детьми; была организована фотовыставка «Экскурсия в библиотеку», выставка семейных рисунков «Обложка моей любимой книги», выставка книг в книжном уголке; подготовлены памятки и буклеты для родителей по теме собрания, грамоты за участие в выставке рисунков.
Во вступительной части воспитатель познакомила родителей с планом мероприятия, представила его участников, сделала краткий анализ результатов анкетирования родителей.
В основной части воспитатель выступила перед родителями с мини-лекцией: «Значение книги в жизни ребенка». Родители с большим интересом слушали новую информацию, задавали вопросы, делились личным опытом. Далее перед родителями выступила сотрудник библиотеки с сообщением на тему: «Что и как читать детям?». Была проведена презентация книжного уголка в группе, посещение передвижной библиотеки в детском саду.
В ходе собрания обсуждались следующие вопросы:
1. Значение книги в жизни ребенка.
2. Когда и как прививать детям интерес к книге и чтению?
3. Роль семейного чтения в воспитании ребенка.
4. Нужна ли домашняя библиотека?
5. Как правильно выбрать книгу для ребенка?
Родители были активными участниками, обсуждали вопросы, делились мнениями, опытом. В конце родительского собрания состоялся просмотр видеоролика с результатами обследования детей, обсуждение вопросов по данной теме, принятие решения по итогам мероприятия.
Еще одним значимым мероприятием стало проведение семинара с родителями по теме «Дети и книги», акцентировавшей внимание родителей на важности воспитания у детей интереса к чтению и любви к книгам.
На предварительном этапе были оформлены плакаты с высказываниями выдающихся людей о пользе чтения, пословицы и поговорки о чтении и книгах, подготовлена выставка детских работ по произведениям С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.Н. Носова и русским народным сказкам; папки-передвижки «Книжки в Вашем доме», «Как выбрать книгу для малыша?», «Роль книги в развитии ребенка», «Растим читателя», др.
В основной части проводилась дискуссия «Зачем современным детям читать книги?», родители высказывали свои мнения. Выступление заведующего детским садом с сообщением о состоянии образовательной работы по разделу «Художественная литература» подчеркнула необходимость усиления внимания к данном вопросу, создания специальной развивающей пространственной среды, стимулирующей детский интерес к книге. Были даны ответы на вопросы родителей: какие книги читают детям, как часто организуются занятия, как с детьми учат стихи, как и когда рассматривать книжные иллюстрации.
Педагог провела с родителями деловую игру «Сказки любят все!». Завершилось мероприятие театрализованным выступлением детей с драматизацией попурри из детских сказок. Родителям были вручены памятки по приобщению детей к чтению дома.
Таким образом, стоит подчеркнуть важность формирования читательского интереса старших дошкольников, первостепенную роль семьи в развитии интереса к миру художественной литературы, книжной графики; необходимость целенаправленной работы с родителями воспитанников, ориентированной на приобщение детей к книгам и чтению.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования науки РФ. М: ТЦ Сфера, 2018. 80 с.2. Атякшева Т.В. Диагностика приобщения к художественной литературе // Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
3. Галкина И.А., Тепер Е.М. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 2. С. 1-4.
4. Гузь А.А., Ханова Т.Г. Реализация задач нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. С. 86-89.
5. Калмыков Т.Ю. Педагогические условия формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольник. РФ. 2016. №4. С.1-5.
6. Кондратьева Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 291-293.
7. Рязанова М.В., Ханова Т.Г. Интерактивные формы работы педагога с родителями воспитанников // Детский сад от А до Я. 2021. № 2 (110). С. 18-26.
8. Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. С.1-6.