НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Смольникова В.А. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Водные ресурсы Земли»


Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

Цель: Обогащать знания детей о водных ресурсах и их разнообразии: родников, озер, рек, морей.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать представления о водоемах и их многообразии.
2. Закреплять знания о водных ресурсах в родном крае; о воде и ее пользе в жизни человека.
3. Знакомить детей с правилами пользования человека водой в своей жизни и экономичном отношении к ресурсам воды.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к водным ресурсам и их изучению.
Воспитательные: Воспитать бережное отношение к водным ресурсам Земли, формировать навыки ежедневного поведения по охране природы, в частности, водных запасов.
Предварительна работа: Просматривание мультфильмов «Беги, ручеек!», «О пользе воды!». Беседа о водных ресурсах Земли. Рассматривание картинок обитателей морей и океанов. Дидактические игры по ознакомлению с растениями и животными морей. Народные игры «Ручеек», «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеек».
Материал и оборудование: Изображение рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; иллюстрации с изображением животных рек и морей; бумага формата А2; иллюстрации морских и речных животных и птиц (вырезать из журнала и газеты), ножницы, клей.

Ход занятия:

Воспитатель: (Показываем глобус) Ребята, а знаете, что это такое? (дети отвечают). Смотрите на него внимательно. Обратите внимание, где и как изображена вода на нем? (Дети отвечают)
Тонкие полосочки – это реки, небольшие голубые пятнышки – озёра, большие – моря и океаны.
Воспитатель: А, может быть, вы уже догадались, о чем сегодня мы будем говорить? (Дети отвечают). Скажите мне, что вы уже знаете о воде? (Дети отвечают). А как нам выяснить еще больше? (Дети отвечают)
Воспитатель: Конечно! Мы сегодня отправляемся в увлекательное путешествие в мир воды и выясним много интересного. Помогать в путешествии нам будет этот волшебный экран. Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее. Наше путешествие началось!
Слушайте внимательно загадку: (см. Приложение 1)
Станция 1. «Ручей».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое ручей и откуда он берет начало? (Дети отвечают) Конечно же, из родничка. А скажите, откуда начинается родник? Да, он «бьёт» из-под земли. В нем вода очень чистая, прозрачная её даже разрешается пить.
И вот торопится, спешит ручей. А чем в лесу ручеек может помочь? (Дети отвечают).
И вот наш хороший ручей спешит встретить своих друзей. Каких друзей может встретить в лесу ручей? Конечно, он встретит много других ручейков и во что они все вместе могут превратиться? (Дети отвечают) Совершенно верно! Они превращаются в реку (стих о реке (приложение 2)
Станция 2. «Река»
Подумаете, почему так говорят о реках? (Дети отвечают) Речка – это быстрый поток воды, даже довольно больших размеров, который течет по руслу. Речка напитывается подземными поверхностными водами. Много разных речек попадает в одно море.
Реки, которые текут высоко в горах, очень холодные, их скорость потока высокая и текут в узких долинах. Реки, которые текут на равнинах, никуда не спешат, их глубина и ширина больше. Также различие их и в дне: у горных – дно двигается, состоит из каменей, у равнинных оно из песка.
Реки имеют большое значение в жизни человека и животных. Какое? (Дети отвечают)
Воспитатель: Вы большие молодцы! А теперь, чтобы продолжить наше путешествие, вам нужно отгадать еще одну загадку:
(см. приложение 3)
Воспитатель. А покажите мне какое оно, море:
Физкультминутка (см. приложение 4)
Станция 3. «Море» (изображение морских пейзажей).
Воспитатель: В чём отличие реки от моря? Море - это довольно большое водное пространство, которое ограничено с нескольких сторон сушей. В море вода соленая, а реке пресная;
- в реке вода бежит по руслу, а в море волны;
- в морях берегов не увидим, а у реки – можно увидеть; воздух моря очень полезный, именно поэтому на берегу моря строят здравницы, санатории, дома отдыха.
Море привлекает человека своим красивым видом, неизведанностью и непостоянством. Море может быть разным, имеет разное настроение, меняющееся как у людей. Поэтому-то и считают, что моря обладают удивительными магическими свойствами.
В спокойный солнечный день, и море спокойно, искрящееся, сине-зеленого цвета. Такое состояние моря называется – штиль. Давайте представим, какое море сейчас, закрываем глаза. Послушайте, море спокойно шумит? Какие картинки нарисовало воображение?
А когда на море легкий ветерок, на море мы наблюдаем, как плывут белые барашки – волны.
В хмурую погоду и море хмурится. Начинает дуть сильный ветер, большие мрачные волны бьют берег. Шторм – очень опасное состояние море. Сильный ветер с дождем могут затопить огромные корабли. Закройте ещё разок глазки. Совсем другие картинки нарисовало воображение?
Проведем игру «Море волнуется раз!»?
Станция 4.  «Озеро»
Воспитатель: Ребята, а расскажите мне, что такое «Озеро»? (Дети отвечают) Конечно, озеро – скопление воды в большом углублении земли. В озера вода может стекать с гор, может в озеро впадать река. Так озеро наполняется. А хотите послушать небольшую историю об одном озере? Тогда слушайте (см. приложение 5)
Многие озера нашей планеты загрязнены. Люди, которые отдыхают на берегах озер, жгут костры, оставляют мусор, бутылки, консервные банки. Даже машины моют в воде, туда попадает масло, бензин. Подумаете это хорошо или плохо? Давайте проведем опыт. (см. приложение 6)
В ходе деятельности воспитатель задаёт вопросы:
- Смогут ли в такой воде прожить рыбки и другие жители водоемов? Почему? (Дети отвечают) Вывод, который мы делаем?
Конечно, необходимо бережное отношение к воде, запрещено загрязнение.
Водоемы необходимо охранять, оберегать. Сейчас мы с вами повторим и запомним правила поведения у водоема.
Воспитатель: А сейчас, я хочу предложить вам взять фломастеры и прорисовать, знаки запрещающие, которыми мы можем призвать к бережному отношению к озерам, и показать, чего не следует делать вблизи водоемов. (Дети на бумаге, с помощью фломастеров рисуют знаки поведения у водоемов).
Спасибо, ребятки, какие потрясающие знаки, мы их развесим на выставке в группе, и навсегда запомним то, как необходимо себя вести на озере, будем следить за чистотой наших водоемов. 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Создана специальная организация по охране природных водоемов, она охраняет водные ресурсы нашей Земли. Давайте вместе постараемся следить за охраной ресурсов воды.

Рефлексия:

 Воспитатель. Вот наше путешествие завершилось.
 - Вам понравилось, ребята?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как теперь вы будете относиться к воде? Будете ее беречь и охранять? (Дети отвечают) .


Приложение 1

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)

Приложение 2

Течёт - течёт – не вытечет,
бежит – бежит – не выбежит.
Так говорят про реки.

Приложение 3

Кругом вода,
А с питьем беда!(Море)

Приложение 4

Море очень широко,  (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Приложение 5

“Жило-было одно маленькое озеро. Вода в нём была прозрачная. Если посмотреть в него, можно увидеть, как резвятся рыбки – яркие, серебристые . Поэтому озеро называли Чистым.
Вокруг озера рос камыш высокий, стройный, красивый. Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы. Одна из них была очень весёлая и озорная.
Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птицы – лебеди. Они вили в камышах гнездо, а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.
Глубоко на дне озера жил старый сом. Он был очень большой и умный. Он был очень большой и умный. Он всё знал. Озорные жители – рыбки, лебеди, стрекозы – уважали его.
Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро. Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.
Но вот однажды пришли к озеру нехорошие люди. Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили, что Чистое озеро теперь принадлежит им. Они построили на берегу озера огромный дом. В этом доме никто не жил, у него была большая труба, а оттуда в Чистое озеро стекала грязь чёрная – чёрная.
Маленькое Чистое озеро заболело – оно стало совсем чёрным. Думали-гадали друзья озера: что же делать, ведь злые люди совсем погубят его. Рассердился старый сом на этих людей, хлопнул по дну хвостом, поднялась большая волна и разрушила дом. Дом-то разрушила, да вся грязь от него и чернота попали в озеро. Поняли все обитатели озера, что без солнца не обойтись, не справиться с бедой.
Посылает солнышко свои лучики по всему миру: может, попадут они в добрые сердца людей, а они помогут озеру. И, правда, нашлись такие люди. Их сердца были открыты, пришли на помощь. Лебеди, стрекозы, сом, солнышко и добрые люди долго чистили озеро. Трудная была эта работа, но все вместе справились.
Стало маленькое озеро опять чистым. Друзья заботились о нём. Теперь рядом были добрые люди с открытыми сердцами. Они заботились об озере, оберегали его и любили все вокруг”.

Приложение 6

Опыт:
В емкость с водой наливается вода из «озера», в которой есть растительное масло, обозначающее бензин, масло. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно. В эту жидкость помещается перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается. Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть.


2022