Аннотация: В статье приводится опыт организации научно-исследовательской работы учащихся разных возрастных групп в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку. Ключевые слова: исследование, деятельность, компетенции, потенциал Современный подход к образованию и воспитанию личности предполагает формирование человека-исследователя, который умеет самостоятельно планировать свою деятельность, решать поставленные задачи, открывать новые знания. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся является одним из способов достижения поставленной цели. Подобная работа может быть возможна на любой ступени обучения в современной школе с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся. Реализация исследовательской и проектной деятельности учащихся может осуществляться в рамках внеурочной деятельности, программы дополнительного образования, факультатива или элективного курса. В МБОУ СОШ №5 г. Славянска-на-Кубани уже несколько лет осуществляется программа внеурочной деятельности для творческих любознательных детей, интересующихся исследовательской деятельностью, в частности в вопросах языкознания и лексикологии. Данная программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку: занимательная лексикология английского языка» направлена формировать умения в постановке проблемы, цели и организации ее достижения. Программа дает первоначальные методологические знания учащимся и нацелена в развитии таких креативных качеств, как гибкость ума, любознательность, умение находить быстрые и нестандартные решения на поставленные вопросы. В ходе изучения курса учащиеся получают также возможность расширить знания английского языка в области лексикологии и фразеологии. Цель программы поощрение и развитие способных и мотивированных на исследовательскую деятельность, развитие их творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей. Цель программы определила рад задач, таких как: · мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; · прививать навыки планирования научного труда, работы с источниками информации · прививать интерес к исследовательской деятельности; · познакомить учащихся элементами научно-исследовательской деятельности, первоначальными методологическими понятиями. Система работы по программе предполагает ознакомление ребят с понятиями исследования и проектной деятельности, проектной культурой, видами проектов. В ходе занятий они знакомятся и практикуются в умении формулировать актуальность, цель и задачи исследования. В рамках программы осуществляется различные способы работы с источниками информации. Ребята учатся правилам цитирования текста, конспектирования и реферирования материалов. Одним из модулей программы является раздел о словарном составе английского языка, который рассматривает такие явления как полисемия, омонимы и их классификацию, синонимы и антонимы, фразеологизмы в современном языке. Изучение основ лексикологии и фразеологии идет одновременно с исследовательской деятельностью учащихся. Определяется направление лингвистического исследования, разрабатывается алгоритм работы над решением поставленной проблемы, формулируется гипотеза, объект и предмет исследования. В рамках программы ребята получают первичные знания и навыки использования методов исследовательской работы. В 2017-2019 г. творческая группа учащихся работала над исследовательским проектом «Словообразовательные модели русского языка в иноязычной лексике на материале молодежной переписки в социальных сетях». В ходе работы изучались заимствования в английский язык способами калькирования и деривации; на основе полученного от одноклассников материала, подготовлен проектный продукт в виде словаря заимствований из английского языка. Практическим результатом данного исследования стала выступление учащихся на муниципальном и региональном этапах конференции научно-исследовательских работ учащихся «Эврика», где они стали призерами. В 2020-2021 г. практическим выходом работы программы внеурочной деятельности стало выступление учащихся 10 класса по различным направлениям, в том числе и в области языкознания. Ученица с исследовательской работой «Эмотикон как язык современного общения» стала призером муниципального этапа конференции научно-исследовательских работ учащихся «Эврика». Материалы оформлены в виде публикации и получили диплом 1 степени проекта «Мой первый шаг в науку». В 2021-2022 работа по программе продолжается, в текущем учебном году на открытые конференции вышли учащиеся 8 и 10 класса. В области лексикологии заслуживает внимание исследовательская работа «Омографы в английском языке (на материале учебника для общеобразовательных учреждений «Английский в фокусе» , 8 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс). В ходе работы учащаяся работала с различными источниками информации (словари, энциклопедии), изучила взгляды различных ученых-лингвистов на поставленную проблему, в практической части проанализирован учебник английского языка, по которому осуществляется обучение и составлен словарь-частотник английских омографов. В качестве проектного продукта автором подготовлен лэпбук «Английские омографы». В настоящее время работа рекомендована к защите на региональном этапе научно-исследовательских и проектных работ учащихся «Эврика». Таким образом, полученные результаты свидетельствую об успешной реализации программы внеурочной деятельности для учащихся мотивированных на открытие новых знаний. Полученный опыт в дальней поможет им успешно выполнять исследовательскую работу в высших учебных заведениях. Сформированные креативные, коммуникативные и познавательные компетенции будут ими реализованы в профессиональной деятельности.