НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Данилова Т.В., Королева Е.В. Концерт как одна из форм культурных практик в дошкольной образовательной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость в обновлении и повышение качества дошкольного образования. В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» записано: «должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы». Образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать различные образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В связи с вышесказанным одной из важных задач для педагогов становится поиск новых форм, методов, приемов и средств образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Это могут быть интегрированные формы работы с детьми, так как именно они способствуют эффективному решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.
Интегрированная совместная деятельность детей и взрослого – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время, построенная на основе синтеза компонентов двух и более видов детской деятельности, объединенных одной темой.
В рамках сотрудничества творческой группы педагогов детского сада № 119 «Волжаночка» АНО ДО «Планета детства «Лада» и Научно-исследовательской Лаборатории «Педагогический поиск» кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, под научным сопровождением к.п.н. доцента кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Валентины Владимировны Щетининой была разработана, апробирована и внедрена в образовательный процесс детского сада инновационная интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – Концерт.
Концерт – интегрированная форма работы педагога с детьми, в процессе которой дети в соответствии с разработанной программой осуществляют поэтапную подготовку и публичную демонстрацию имеющегося практического (исполнительского) опыта выполнения определенных действий в различных интегрированных видах деятельности, что предполагает включение соответствующих «номеров» в программу (например, музыкально-коммуникативная (совместное исполнение музыкальных произведений); познавательно-игровая (показ фокусов фокусником); литературно-коммуникативная (совместное исполнение литературных произведений) и др.). Их основой являются общение, познавательно-исследовательская и игровая деятельности, которые в соответствии с ФГОС ДО определяются как сквозные механизмы развития ребенка.
Данная культурная практика может быть представлена различными видами концертов (музыкальный, литературный, представление фокусников, смешанный и др.).
В зависимости от вида концерта может меняться и состав участников (дети, воспитатели, специалисты, родители). Концерт дает возможность вовлечения семьи в единое образовательное пространство; способствует интеракции между детьми, воспитателями, специалистами и родителями. Происходит изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса, появляется возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения мероприятий. Таким образом, сотрудничая с родителями, педагоги совместно с семьей решают задачи ООП детского сада.
Концерт предполагает актуализацию тех умений и знаний, которые освоены детьми в личной практике на достаточно высоком уровне, чтобы быть самостоятельно реализованными в созданных условиях. При этом значимым является позитивное отношение ребенка к реализуемой в соответствии с программой концерта деятельности. Определяя характер своего участия в концерте, ребенок должен сделать выбор, осознавая свои желания и предпочтения (системно - деятельностный подход). Он должен быть способен дать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет, и организовать собственные действия в соответствии с замыслом.
Также важным вопросом подготовки и проведения концерта является организация пространства, создание необходимых условий развивающей предметно-пространственной среды на основе выделения определенных зон. Каждая зона в соответствии со спецификой концерта оборудована соответствующими материалами.
Специфика концерта как формы работы с детьми проявляется в особенностях реализации ее этапов, которые отражены в технологической карте. В основе определения содержания каждого этапа лежит выбранный вариант участия детей в концерте, последовательность основных событий концерта в связи с деятельностью детей, стимульный и дидактический материал, педагогический инструментарий.
Мотивационно-целевой этап обеспечивает стимулирование стремления детей принять участие в концерте и их вовлечение в его проведении в качестве участников.
Проектировочно-организационный этап обеспечивает подготовку педагога и детей к проведению концерта.
Содержательно-деятельностный этап обеспечивает реализацию программы концерта.
Оценочно-рефлексивный этап обеспечивает подведение итогов, осознание впечатлений, эмоций от концерта, выражение благодарности друг друга за сотрудничество, за оказанную помощь.
Используя в своей работе интегрированную форму организации совместной деятельности - Концерт мы получили следующие результаты:
Ребенок:
·          проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
·          уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
·          активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
·          способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
·          способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
У педагогов:
·          сформированность представлений о педагогической интеграции;
·          сформированность представлений о методических особенностях и теоретических основах проектирования в соответствии с ФГОС ДО;
·          освоение педагогического инструментария, способов и средств включения детей в интегрированные виды деятельности;
·          повышение профессионального мастерства и интереса к исследовательской деятельности в области внедрения инновационных форм образовательной работы с детьми.
Концерт как интегрированная форма взаимодействия с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОО с семьей, имеет неоспоримые и многочисленные преимущества, это:
·          положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
·          учет индивидуальности ребенка;
·          укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
·          возможность реализации основной общеобразовательной программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье;
·          возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
В результате плодотворного сотрудничества было создано практическое руководство - продукт интеллектуальной деятельности - учебно-методическое пособие «Концерт».
Таким образом, концерт является эффективной формой организации работы со старшими дошкольниками, обеспечивая интеграцию разных видов деятельности. Эта форма интересна, увлекательна для детей, позволяет каждому ребенку найти применение для своих способностей и самовыражения. В процессе ее применения дети становятся более уверенными в себе, активными и самостоятельными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.       Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей / О.А. Дыбина, В.В. Щетинина, О.А. Еник, С.Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 1 (27). – С. 224–230.
2.       Щетинина, В.В. Концерт как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста / В.В. Щетинина, Е.В. Иванова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 11 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 390с.; С.125-128.
2018