В наше современное время посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью культурной жизни человечества. А что делать, если нет возможности пойти в музей? К сожалению, эта проблема существует не только в поселке Северомуйск, но и в других населенных пунктах нашей огромной страны. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. В настоящее время, посредством музеев, мы ищем партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль педагога. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Главный ориентир в организации мини-музея в МБДОУ «ЦРР - ДС «Сказка" – построение диалогического взаимодействия всех участников воспитательно- образовательных отношений в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка - дошкольника исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Ведущая линия музейной педагогики ДОУ – осмысление подходов к познанию детьми и взрослыми музейного пространства, развитие партнерских отношений. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Главная задача при организации музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде, которая способствует развитию у ребенка- дошкольника исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Ведущая линия музейной педагогики – осмысление подходов к познанию детьми музейного пространства, гармонизация отношений воспитанников, родителей и педагогов. Принципы построения музейной экспозиции: -наглядность; -доступность; -динамичность; -содержательность; -гуманизм; -интерактивность. Формы работы в мини-музее: -обсуждение тематики выставки (дети, педагоги, родители), совместный подбор материала, совместное придумывание экспозиции, совместное выполнение); -экскурсии для детей и родителей; -самостоятельное рассматривание экспонатов; -работа по пополнению музея экспонатами; -творческие игры, образовательные путешествия с привлечением родителей воспитанников; -чтение художественной литературы; -исследовательская деятельность, экспериментирование; -музицирование; -просмотр мини-презентаций. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев (игры-развлечения, игры-путешествия, игры -графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений и.т.д.). Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. Музей приобщает детей и взрослых к культурно – историческому наследию своей страны – средства формирования патриотических чувств и духовно – нравственного развития; к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественно- эстетический вкус. Наш опыт работы показывает, что метод проекта «Мини-музеи в детском саду» актуален и эффективен. Ребенок подготавливается к взрослой жизни через игру, с помощью музейных средств, приобщая свою семью. В процессе создания маленького музея, педагоги ДОУ попробовали себя в роли дизайнера, художника, музееведа и историка. В стенах музея маленькие посетители вместе с педагогом путешествуют по интересному и увлекательному миру, погружаясь в атмосферу необычных экспонатов. Экспонаты музея - «говорящие» предметы, они являются помощниками в раскрытии сущности абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «реликвия» и т.д.). Хотелось бы еще дополнить: в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Такая совместная деятельность- результат общения и совместной творческой работы педагогов, детей и их семей; общим итогом которого является развитие гармонизации отношений, партнерства и сплочения воспитанников, родителей, и педагогов. Мини-музей «В гостях у Сказки» стал неотъемлемой частью предметно - развивающей среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом, модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. Сот. Тел. 89243920382 e-mail: severskazka@mail.ru