Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Дятлова Т.П. Использование технологии критического мышления на примере урока литературы «Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Размышляя над строкой поэта»

Библиографическое описание:
Дятлова Т.П. Использование технологии критического мышления на примере урока литературы «Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Размышляя над строкой поэта» // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

В современном мире главным конкурентным преимуществом высокоразвитой страны является ее человеческий потенциал. Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, обладающий некой суммой знаний, но работник, способный к самообразованию в течение всей жизни, обладающий высокой культурой мышления, способный принимать верные самостоятельные решения в быстро меняющихся социальных условиях, ориентированный на творческий подход к делу и разумное совершенствование окружающего мира. Формировать такой набор универсальных учебных действий позволяет технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Технологический алгоритм на уроках литературы: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта); осмысление содержания (получение новой информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями); рефлексия (осмысление, рождение нового знания, выражение новых идей и информации собственными словами) на примере урока-открытия новых знаний «Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Размышляя над строкой поэта…»

1. Вызов (Иллюстрация к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается».) Рисунок художника М. Синяковой. Чтение отрывка из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:

- Вы уже догадались, о ком эти строки?

(о В.В. Маяковском)

– Обратите внимание на последние 4 строки. Каков предмет нашего сегодняшнего разговора? (О лошади…)

- Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?

(«Хорошее отношение к лошадям»)

- Как вы считаете, о чем будет идти разговор? (Животных надо любить, бережно к ним относиться…)

– То есть через содержание стихотворения понять авторскую идею. А для этого надо что делать? (Думать, анализировать, размышлять).

Итак…Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Размышляя над строкой поэта…

На каждом этапе урока использую технологические приемы (чтение с остановками, создание кластера, разметка текста, «тонкие», «толстые вопросы», проблемные вопросы...)

Внимание! Проблемный вопрос: Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении? Только ли о лошади писал в этом стихотворении Маяковский?

Чтобы ответить на вопросы, следует проанализировать стихотворение. Каждая группа получает задание.

Современная модель выпускника предполагает умение грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации.

2. Осмысление содержания (чтение, анализ стихотворения)

Работа в группах.

1 группа (образ улицы)

Письменно ответьте на вопросы, подтвердите цитатами из стихотворения:

1. В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении? Событие, описанное в стихотворении, произошло зимой. Цитата: «Ветром опита», «льдом обута»

2. Где произошло событие? Событие произошло на центральной улице Москвы Кузнецкий мост.

3. Кто участники этого события? Участниками события являются прохожие («зеваки»), лошадь, лирический герой.

4. Во что были одеты прохожие? Прохожие были одеты по моде: штаны клеш.

2 группа (образ лирического героя)

1 Как автор называет прохожих? Почему? Чем они занимаются? Автор называет прохожих зеваки, так как они отдыхают, развлекаются, разглядывают происходящее.

2. Как отреагировали прохожие на событие, произошедшее на улице? Цитата «смех зазвенел и зазвякал». «Смеялся Кузнецкий». Прохожие равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью.

3. Кто противопоставлен равнодушной толпе зевак? Лирический герой. Цитата: «Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему…».

4. Для усиления какого чувства лирический герой использует частицу «лишь»? Лирический герой использует частицу «лишь» для усиления чувства одиночества (только он один из всей толпы)

5. Какое чувство объединяет лирического героя и лошадь? Лирического героя и лошадь объединяет чувство одиночества.

3 группа (образ лошади)

1. Почему лошадь заплакала? Лошадь заплакала, потому что весь Кузнецкий смеялся над ней.

2. Как вы понимаете слова «улица опрокинулась»? Я понимаю слова «улица опрокинулась» так: улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой.

3. Какие слова подчеркивают размеры лошади? Слова, подчеркивающие размеры лошади, - «грохнулась», «каплища».

4. В чем сходство лирического героя и лошади? Сходство лирического героя и лошади - в громадных размерах.

4 группа (образ лошади)

1. Что чувствует лирический герой, глядя на страдания лошади? Лирический герой чувствует лошадиное горе, видит слезы на глазах. «Звериная тоска».

2. Как обращается поэт к лошади? Поэт обращается к лошади на «вы», уважительно, подбадривает. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше?»

3. Какие слова утешения находит лирический герой для лошади? Как вы их понимаете?

Лирический герой находит такие слова утешения для лошади: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Я их понимаю так: Автор подчеркивает родственность душ животных и людей. Все живые существа - и люди, и животные- звенья одной цепи, всем бывает больно и страшно. Считать себя выше, лучше другого живого существа глупо и самонадеянно.

4. Как повлияли на настроение лошади слова поэта? «Пришла веселая и стала в стойло». Переход от тоски к вере в достоинство жизни.

Найдите строки стихотворения, отражающие главную мысль: «И стоило жить, и работать стоило…». Вера в торжество новой жизни, в будущее человека.

Ответив на вопросы различного типа (уточняющие, интерпретационные, творческие), выполнив задание, 1 группа создает образ улицы. (Она скользкая, холодная, многолюдная, праздная, равнодушная); 2 группа - образ лирического героя. (Он сочувствует лошади, противостоит толпе); 3 группа работает над образом лошади. (Она переживает, страдает, выражает оптимизм, вселяет веру в достоинство жизни).

В итоге звучит ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: какие два взгляда на мир представлены в стихотворении? Только ли о лошади писал в этом стихотворении Маяковский? (Два взгляда на мир: поэт и толпа; животные и люди. Стихотворение Маяковского не только о лошади. Оно- о людях, об их отношении друг к другу).

Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям» Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Почему? «Хорошее отношение к лошадям» – это отношение к людям, ко всему живому. Такое отношение принесло пусть маленькую, но победу добра над злом, вселило оптимизм в душу поэта: «И стоило жить, и работать стоило».

3. Рефлексия. Мини-сочинение. «Размышляя над строкой поэта…» Размышляя над стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», я подумал о том…, понял…увидел… представил… узнал…

Таким образом, критическое мышление помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Однако процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции, чувства. И как итог — критическое мышление учит способам активных действий, выступает как ведущий и наиболее значимый тип мыслительной деятельности человека, формирует компетенции, которые являются крайне востребованными в современном обществе.

Библиографический список.

1. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. М.: Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы, 2014. 95 с.

2. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: пособие / Сост.: ДЖ. Сти, К. Мередит, Ч. Темпл, С Уолтер. - М.: 1999. - 326 с. 10.

3. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Давыдова В.В. - М.: 1993. - 351 с.
2024