НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Глазырина Е.А., Веселова С.В., Янголь Л.В., Муль Н.Н. Интерактивные формы работы с семьей как условие создания единого образовательного пространства дошкольной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Аннотация:
Статья посвящена обобщению педагогического опыта работы группы детского сада по использованию интерактивных форм работы с семьей как условия создания единого образовательного пространства в дошкольной организации. Сделана попытка выработки понятия единого образовательного пространства дошкольной организации. В статье рассматривается алгоритм примерного хода собрания (дискуссии, встречи или другой формы взаимодействия с семьями) и необходимости использования четырех шагов на каждом этапе работы с представленными интерактивными играми.
В настоящее время проблема взаимодействия детского сада и семьи является актуальной, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет подходы дошкольной организации по взаимодействию с семьей, создание условий в ДОО для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, предусматривая обеспечение открытости дошкольного образования.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. МКДОУ №97 «Сказка» города Новосибирска, проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Выявление ожиданий, обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, группового сплочения, изменения психологической атмосферы в группе стали для нас основными целями интерактивного взаимодействия.
Под интерактивными формами взаимодействия мы понимаем специальную форму организации взаимодействия с семьями, где участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения, диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию значимых для каждого участника решений.
Понятие, «единое образовательное пространство дошкольной организации», на наш взгляд, включает в себя с одной стороны, создание условий в ДОО для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, с другой, объединение усилий дошкольной организации и семей, направленных на развитие и воспитание детей, организацию развивающей предметно-пространственной среды, обогащение игрового опыта детей, через знакомство с окружающим миром природы, людей, вещей, искусства, а так же обеспечения открытости дошкольного образования.
Используя интерактивные формы работы, ведущий мероприятия (педагог) включается в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с поставленной целью в ходе дискуссии, встречи, собрания.
Алгоритм примерного хода собрания (дискуссии, встречи или другой формы взаимодействия с семьями)
1         этап. Знакомство.
2         этап. Снятие напряжения «Миксеры».
3         этап. Выявление ожидания от участия.
4         этап. Формирование команд.
5         этап. Сплочение команды.
6         этап. Взаимодействие в команде (по заявленной проблеме, теме).
7 этап. Обратная связь (рефлексия).
Необходимо помнить о шагах в работе с интерактивными играми в ходе использования алгоритма, на каждом его этапе:
Шаг 1. Анализ групповой ситуации.
Шаг 2. Инструктирование участников.
Шаг З. Проведение игры.
Шаг 4. Подведение итогов.
Использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями, позволяют вовлекать родителей в единое образовательное пространство дошкольной организации, помогают при необходимости проанализировать возникшие проблемы, сплотить команду родителей и педагогов, повысить их заинтересованность в решении назревших проблем в форме диалога-обсуждения, а также значительно улучшить детско-родительские отношения.
Виды интерактивных игр:
1.       Игры на знакомство.
Игра «Аплодисменты». Участники в кругу. Каждый участник по очереди выходит в круг, называет свое имя, если есть участник с таким именем, то тоже выходит в круг. Все остальные приветствуют их «салютом» аплодисментов.
Игра «Слова-рифмы». Участники встают в круг, называют свое имя, придумывают и называют рифму к своему имени.
«Пряжа». Нарежьте длинные отрезки пряжи. Выбрав себе отрезок, участник рассказывает о себе, перебирая отрезок пряжи большим и указательным пальцами, вверх или вниз, пока не дойдет до конца нити.
2.       Игры на ожидания. Игра «Синквейн». Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Участникам предлагается к одному ключевому
Первая строка – тема синквейна, ключевое слово одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Игра «Приветствия-пожелания». Предлагается высказать свои пожелания-ожидания от предстоящего мероприятия.
Игра «стикеры». Во время регистрации участникам выдаются стикеры. На стикерах предлагается написать свои ожидания от мероприятия. В зале стикеры помещают на мольберт. В завершении мероприятия предлагается каждому на своем стикере отметить оправдались ли его ожидания (+;-).
3.       Ледокол (снятие напряжения).
Игра «Пожелания». Участники встречи высказывают свои пожелания на дальнейшее сотрудничество "Я желаю..."
Игра «Атомы-молекулы». Ведущий произносит: «Атомы». Все участники начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» участники должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
4.       Игры на формирование команд.
Игра «Ассорти». Каждому участнику предлагается выбрать себе один предмет (скрепки, игрушки, фишки и т.д.). Участники с одинаковыми предметами объединяются в одну группу.
Игра «Мы с тобой похожи тем, что…».Участники формируются на подгруппы по схожим признакам.
5.       Взаимодействие в команде.
Игра «Мозговой штурм». В группах участники генерируют идеи в рамках заданной темы или проблемы. Часто используются следующие принципы: отсроченное суждение, количество порождает качество, чем невероятнее идея - тем лучше, комбинирование и улучшение идей.
Игра «Жужжащие группы». Малые группы (3-5 чел.) собираются для обсуждения, принятия решений или ответа на вопросы, по темам, представленным в устном или письменном виде.
6. Обратная связь.
Игра «Письмо самому себе». Каждый участник пишет письмо самому себе, где перечисляется, что он намеревается делать по результатам семинара. Письмо должно быть вложено в конверт с собственным адресом. Через 4-6 недель после семинара тренер посылает участникам эти письма. Это прекрасное напоминание, идущее от самих участников!
Игра «Конфетки». Каждому участнику предлагается взять любое количество конфет. Затем необходимо сказать, что нового я сегодня узнал. Количество ответов зависит от количества взятых конфет.
Игра «Продолжи предложение». Работа с родителями похожа на:
- полёт в самолёте потому что… (3-4 чел.);
- на кулинарию потому что …(3-4 чел.);
- на садоводство потому что…(3-4 чел.);
- на дирижирование оркестром, потому что…(3-4 чел.).
Анкета Три – два – один.
Три идеи – «Я научился следующим важным вещам…»
Две идеи – «По возвращении на работу я поделюсь с коллегами следующими идеями и соображениями…»
Одна идея «Я немедленно займусь следующим…»
Во взаимодействии с семьей мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы - родительские собрания, семейный клуб, дискуссии, круглые столы, мастер – классы, тематические фотовыставки, персональные выставки рисунков на которых используются интерактивные приемы на снятие у родителей напряжения, формирование и сплочение команды, выявление ожиданий, принятие совместных решений по обсуждаемым проблемам, получения обратной связи.
К нетрадиционным формам работы во взаимодействии с семьей, основанные на диалоге и сотрудничестве мы относим:
- нетрадиционные собрания;
- досуговую деятельность;
- детско-взрослые проекты;
- интерактивные игры;
- записки в индивидуальные кармашки - СМС сообщения;
- оригинальные приглашения в группу;
- почту доверия;
- метод трех вопросов при разработке реестра детско-взрослых, прогнозируемых вопросов по теме;
- обратную связь в форме благодарностей, больших объявлений, сертификатов, сувениров, сделанных руками детей и воспитателей, значков, грамот, родителям. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
Проведение традиционных собраний по различным тематикам обязательно включают в себя интерактивные приемы. Так при проведении собрания по теме «Безопасность детей на дороге» были выявлены ожидания родителей от предстоящей работы на собрании, используя интерактивную игру «Песочные часы», где родителям было предложено написать свои ожидания на кружках-песчинках и прикрепить их к верхней части нарисованных песочных часов. По завершению собрания, родители переместили свои кружки-песчинки в нижнюю часть часов, тем самым показывая, что их ожидания осуществились. По оставшимся наверху кружкам-песчинкам можно было определить, заявленные на собрании проблемы и в дальнейшем, спланировать работу.
На собрании по теме «О поощрении и наказании детей в семье», для выявления ожиданий родителей использовался метод «Мозговой штурм». Все высказывания фиксировались на листе ватмана. В течение собрания, мы неоднократно возвращались к ним для рефлексии осуществления запросов родителей. Следуя по заявленным ожиданиям, учитывая высказанные мнения, различные точки зрения, обсуждая их, возникла атмосфера – диалога, сотрудничества и совместного поиска ответов на заявленные ожидания – вопросы. На этом собрании метод выявления ожиданий одновременно стал и методом обратной связи.
На нетрадиционном собрании «Давайте познакомимся» родители записали, что они ожидают от педагогов, детского сада, от детей, от себя к концу учебного года. Свои «записки-ожидания» они скинули в почту «Будущего». Почта «Будущего» не открывалась в течение года. На итоговом собрании, родители открыли почту, прочли свои «записки-ожидания». Обсуждение вызвало много положительных эмоций, суждений, поскольку в основном все ожидания осуществились.
Реализация ООП МКДОУ №97 «Сказка» города Новосибирска предполагает комплексно-тематическое планирование. Совместно с родителями по теме «Народные промыслы» был запланирован детско-родительский проект «Весенний Арбат». На подготовительном этапе разработки мероприятия совместно с родителями провели кластер «Весенний Арбат».
Родителям было предложено подумать и назвать ассоциации, вызванные ключевой фразой «Весенний Арбат», которые записывали на листе ватмана. Затем представленные идеи были объединены в логические цепочки. Использование разноцветных маркеров позволило выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Кластер был использован с целью выработки идеи, хода, подготовки и проведения мероприятия. На стадии рефлексии, полученная информация из кластера перерабатывалась в подгруппах родителями, в результате творческой деятельности был создан план подготовки и проведения досуга «Весенний Арбат».
Метод «Кластер» используется при проведении нетрадиционных родительских собраний, родительских клубов, мастер-классов, при организации досуга, при создании реестра детско-взрослых прогнозируемых вопросов по теме. Это дает возможность всем участникам высказать свое мнение, разобраться в проблеме, определить единое смысловое поле, проявить творчество.
Принцип комплексно-тематического планирования представленный в ООП предусматривает проектирование образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей. Планирование темы включает три этапа. Первый-выбор темы, второй – создание реестра детских прогнозируемых вопросов, третий- подбор детской деятельности, как «ответы на вопросы». На этапе прогнозирования предполагаемых вопросов, дети высказывают свои суждения, которые фиксируются на большом листе бумаги. Педагоги размышляют над предполагаемыми вопросами исследовательского, планирующего, проблемного характера, которые могут задать дети. Затем родителям предлагается высказаться по методу трех вопросов, «как вы думаете, что знает ваш ребенок о космосе?», «как вы думаете, что хочет узнать ваш ребенок о космосе?», «как вы думаете, что думает ваш ребенок, как можно найти ответы на свои вопросы о космосе?»
Эти вопросы подводят родителей к осознанию понимания своего ребенка, размышлению о том, насколько их ребенок пытлив, любознателен, инициативен в познавательно-исследовательской деятельности.
Таким образом, родители включаются в процесс планирования непосредственно-образовательной деятельности вместе с детьми, осуществляя поиск «ответов на вопросы» своих детей. В процессе взаимодействия со своими детьми у родителей повышается мотивация включенности в образовательный процесс, улучшаются детско-родительские отношения.
Сближению между семьями и педагогами способствуют записки родителям, которые мы помещаем в индивидуальные кармашки и называем их интерактивные «СМС – сообщения». В «СМС – сообщении» мы обращаемся к родителям и членам семьи по имени отчеству. Используем формат коротких записок. Темы «СМС – сообщений» различны: успехи, победы детей, их суждения, придуманные ребенком загадки. Информация о событиях в группе, в детском саду, родительских встречах, экскурсиях, благодарности семьям и детям. Увидев в «кармашке» короткое сообщение о том, что сегодня ребенок представил опыт «Радуга» детям в центре «Наука и природа», который ему показал дома папа и рассказал, как она появляется. Родители с удовольствием читают подобные послания, тем самым получая позитивную поддержку, обсуждают эту тему с ребенком и педагогами. Также «СМС – сообщениями» приглашают родителей в группу, где они с детьми могут обсуждать различные вопросы, читать, играть и экспериментировать в центрах активности. Используя эту интерактивную форму во взаимодействии с родителями, мы обмениваемся информацией, получаем обратную связь, активно включаем родителей в образовательный процесс.
Использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями, позволяют вовлекать родителей в единое пространство дошкольной организации, в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, выстраивать доверительные, партнерские отношения - быть активными участниками диалога, уметь работать в команде, совместно решать проблемы, работая в едином смысловом поле.
Библиографический список:
1.       Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
2.       Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов. Москва: Просвещение, 2015. 128с.
3.       Оберемок С.М. Шаг за Шагом к ФГОС ДО (опыт программы ориентированной на ребенка). Новосибирск, 2016. 104 с.
4.       Оберемок С.М. Шаг в будущее: Опыт продуктивного образования. Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе», 2007. 118 с.
5.       Основная общеобразовательная программа МКДОУ №97 «Сказка»
г. Новосибирска, 2014. 78с.
6.       Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
7.       Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под ред. Юдиной Е. Г. [и др.]. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. 160с.
8.       Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.07.2017.

2018