Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Чехонина С.А. Роль пословиц и поговорок, рассматривая их в контексте культурологического пласта этноса мордвы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf


Безусловно, во-первых, они имеют самое «непосредственное назначение»: поговорки, пословицы – простые, мелодичные, успокаивающие – как никакие другие средства отражают специфику языкового компонента мордовской культуры, специфику речи этого уникального немногочисленного сегодня этноса.
Однако, с нашей точки зрения, значение пословиц и поговорок - существенно более важное: эти «компоненты культуры» – есть способ преемственности поколений, поскольку поколение современных представителей этноса сегодня использует те же фразы в отношении своих детей, какие их родители использовали в отношении их самих. Эти незамысловатые «прозрачные» мотивы и не менее простые, но такие глубокие стихотворные строки - именно здесь сосредоточена мудрость, культура, целостность этноса мордвы.
Именно в пословицах, поговорках как в специфическом жанре фольклора сосредоточена и сконцентрирована то, что принято называть народным творчеством, народным - истинным – духом.
Половицы, поговорки этноса их значение в общей «парадигме фольклора», культуре данного этноса - обнаруживаются как кладовые, «сокровищницы» чего-то «народного», того, что издавна передавалось из поколения в поколение, того, что не было утрачено ни в годы войн, ни в лихолетье.
Удивительная эта особенность поговорок и пословиц - сохранять и сберегать в неизменном фактически виде суть «народное» - имеет место и сегодня, в середине второго десятилетия двадцать первого века: электронные «гаджеты», интернет, глобальное информационное пространство, колоссальные объемы разнородной доступной информации и пр.пр. Все это - к счастью, оказывается неспособным «разрушить традиционный культурологический пласт мордвы».
Сегодня - как столетия и десятилетия назад - они востребованы, и сегодня родители «поучают» своих детей используя именно этот – поколениями проверенный эффективный «инструмент» - простые и емкие пословицы, поговорки.
Употребление пословиц и поговорок в различных сферах деятельности
Пословицы и поговорки также имеют огромное значение при обучении школьников русскому языку, литературы, математики при этом важна как их форма, так и содержание. На начальном этапе обучения один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к учению.
Пословицы являются прекрасным материалом для закрепления орфографических правил на уроках русского языка. На уроках литературного
чтения пословица может подвести своеобразный итог главной мысли читаемого произведения или характеристики положительного или отрицательного героя.
На основе пословицы, в которой заключена какая-либо нравственная установка, может быть выстроено устное или письменное сочинение учащихся. Употребление в устной речи пословиц и поговорок делает речь ребёнка ярче, выразительнее, образнее, поэтому изучение этой темы в начальной школе просто необходимо.
В настоящее время в педагогической литературе не часто затрагиваются вопросы, связанные с использованием пословиц, поговорок и загадок в логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. Использование пословиц для автоматизации, дифференциации звуков и совершенствования звуковой стороны речи, для развития общеречевых навыков, для отработки интонационной выразительности, обучение использованию выразительных средств, для расширения словарного запаса и развития связной речи, для развития мимики и жестов и пр.
Каковы функции поговорок и пословиц как жанра фольклора этноса мордвы?
Во-первых, как уже отмечалось выше, пословицы и поговорки есть средство сохранения и передачи некоторого круга народных традиций: из поколения в поколение в почти неизменном виде переходят они от матери в дочери, а та, с течением времени становясь матерью, передает этот «культурный пласт» своим детям.
Во-вторых, пословицы и поговорки - как жанр фольклора - есть специфическая форма искусства; при этом имеет место колоссальный феномен: часто эти фразы «всплывают» откуда-то из глубин подсознания, кажется, что емких этих предложений никто не учит специально и целенаправленно, однако знают их практически все.
В-третьих, пословицы и поговорки исполняют исключительной значимости эстетическую функцию.
В-четвертых, посредством пословиц и поговорок реализуется воспитательная функция как результат не только очерченной выше преемственности. С позиций собственно содержательных: пословицы и поговорки в большинстве случаев содержат некий «мотив предостережения».
Фольклор и пословицы, поговорки как значимый его элемент - это богатое наследство, безграничное и бездонное; надо научиться ценить и беречь его. Тогда культура малых народов будет в полной безопасности.


angel2271971@yandex.ru
2018