Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf
Интеллектуальное развитие дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках.
В сентябре 2017 года администрацией МБДОУ было приятно решение принять участие в муниципальном проекте «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций посредством использования ТИКО-конструктора в образовательной области «Познавательное развитие». В дошкольных образовательных учреждениях дети используют различные виды конструктора (металлический, пластмассовый, деревянный, лего-конструктор, мягкий конструктор). Однако использовали дошкольники эти конструкторы в основном в самостоятельной деятельности (по желанию). Ранее конструктор ТИКО не использовался в специально организованной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Конструктор ТИКО обладает мега-возможностями, его использование возможно во всех пяти образовательных областях, но мы решили начать введение его в образовательную деятельность с образовательной области «Познавательное развитие». Конструктор ТИКО не имеет отечественных аналогов, все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т.п.) и геометрических объемных фигур, позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.
Работа в проекте включала три этапа:организационный, основной (проведение мероприятий с детьми) и обобщающий (представление опыта работы). На каждом этапе группа проекта выполнила ряд работ в соответствии с планом управления проектом.
На организационном этапе:
- разработан и утвержден приказ МБДОУ, определяющий участников проекта;
-пополнена развивающая предметно-пространственная среда ТИКО конструктором;
Участите в проекте погрузило педагогов в атмосферу творческого поиска, они объединились в творческие группы, обменивались опытом, делились мнениями. В результате:
-разработаны конспекты занятий по познавательному развитию старших дошкольников;
-разработаны игровые задания с использованием ТИКО -конструкторов;
-разработаны схемы, алгоритмы построек из ТИКО конструктора;
-педагоги разработали 2 краткосрочных проекта по тематическому конструированию с ТИКО-конструктором детей старшего дошкольного возраста ДОУ с первоклассниками общеобразовательных учреждений.
В рамках основного этапа (проведение мероприятий с детьми) мы выполнили следующие мероприятия:
-Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО –конструктора и игровых заданий; реализованы краткосрочные проекты по тематическому конструированию с ТИКО-конструктором детей старшего дошкольного возраста ДОУ с первоклассниками общеобразовательных учреждений. Дети научились делать не только плоскостные, но и объёмные фигуры. Первоклассники проявили интерес к продолжению постпроектной деятельности с детьми ДОУ в рамках работы с ТИКО – конструктором. Ну и конечно же, организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с использованием ТИКО-конструктора и каталога алгоритмов и схем построек
На обобщающем этапе все материалы и разработки педагогического коллектива оформлены в электронный сборник.
По итогам участия в проекте педагоги ДОУ сделали вывод о том, что использование ТИКО-конструктора в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста развивает интеллектуальные способности, а также: регулятивные умения: учит планировать и организовывать собственную деятельность в процессе конструирования; познавательные умения: изучать информацию и о конструируемой фигуре, анализировать структуру фигуры, представлять фигуру в пространстве; коммуникативные умения: договариваться, взаимодействовать друг с другом в процессе конструирования; личностные умения: оценивать конструкцию фигуры, анализировать ее достоинства и недостатки.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе детского сада с использованием ТИКО-конструктора «Путешествие на самолёте»
Цель: развитие сенсорных и конструктивных навыков, познавательно-исследовательской деятельности, интереса к совместным играм, познавательной мотивации и творческой активности.Задачи: формирование представлений об объектах окружающего мира, развитие восприятия, мышления, внимания, игровой деятельности, формирование чувства принадлежности к сообществу детей группы, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.
Материалы и оборудование: «волшебный мешочек» с ТИКО фигурами, наборы ТИКО-конструктора «Класс», «Геометрия».
Предварительная работа: беседы с детьми о самолетах, игры с ТИКО-конструктором, физминутка «Самолетик», конструирование из конструктора различных фигур.
Методические приёмы: игровая мотивация «Отгадай загадку»; игра «Волшебный мешочек»; «Слуховой диктант» (конструирование самолета); Физминутка «Самолетик»;
№
Этап занятия Структурные компоненты
Ход занятия
Деятельность детейДеятельность педагога
1.Вводная часть
Ребята, посмотрите, что я нашла? Что это? (картинка аэропорт без самолетов) Мне кажется чего-то тут не хватает? А вы как думаете? (ответы детей – не хватает самолетов) А кто строит самолеты, вы знаете? (инженеры, конструкторы) Хотели бы вы превратиться в конструкторов и построить самолет для путешественников? А то, из чего мы построим самолет находится у меня вот в этом мешочке? Хотите посмотрим? (дети по очереди достают из мешочка детали конструктора тико, называю их.
Ответы детей
Игра «Волшебный мешочек»
2.
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Готовы отправиться в конструкторское бюро для строительства самолета?
3.
Основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД
Ребята, только мы оказались в необычном конструкторском бюро. Здесь конструкторы не работают по схемам, а выполняют постройки по словесной инструкции. Хотите попробовать? Готовы?Инструкция:
Возьмите маленький равносторонний треугольник и присоедините к нему маленький квадрат. Затем найдите прямоугольник и присоедините его к квадрату короткой стороной. Найдите 4 ромба, соедините их парами (по два). Как вы думаете, какую часть самолета сейчас мы построили? (правильно крылья). Прикрепите их сверху и снизу к прямоугольнику. Возьмите два равносторонних треугольника, соедините их между собой, полученную фигуру прикрепите к прямоугольнику сверху. Ребята, получились самолеты, вы справились с задачей. У вас получились отличные самолеты, которые готовы отправиться в путешествие.
Игра «Слуховой диктант» (конструирование самолета)
4.
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний
А куда бы вы хотели отправиться на своем самолете? (ответы детей). Здорово, мне бы тоже очень хотелось увидеть эти места, а может привезете мне из своих путешествий фотографии? (ответы детей). А вы знаете, сегодня не только конструкторское бюро было необычным, но фотографии тоже могут быть необычными, сделанными из ТИКО-конструктора. Все, что вам больше всего понравится в вашем путешествии (птицы, фрукты, животные, машины, сооружения, здания) попробуйте сделать из ТИКО. Попробуете?
Работа детей с ТИКО конструктором
5.
Заключительная часть
Итог занятия.
Систематизация знаний.
Ребята, покажите, какие снимки у вас получились. Расскажите, что вы снимали.Дети рассказывают и показывают свои постройки
Библиографический список
1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. - М.: «Академия», 2002.-208 с.
2. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 608 с.