Цель: развитие познавательных интересов детей через познавательно — исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: — расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах; — Закрепить знания детей о пользе и вреде шоколада; — познакомить детей с новой профессией — шоколатье; — подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности; — Формирование информационной культуры и компетентности дошкольников. Развивающие: — развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; — развивать речь детей; — развивать зрительную и слуховую память. Воспитательные: — воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу; — формировать навыки взаимопомощи; — воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий. Активизация словаря: шоколатье. Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно — поисковый, эксперимент, наблюдение. Предварительная работа: беседа о пользе и вреде шоколада, дидактическая игра «Шоколадное дерево». Материал и оборудование: форма для детей (фартуки, чепчики), влажные салфетки, контейнеры для использованных материалов, одноразовая посуда, плитки шоколада, вода, ингредиенты для приготовления шоколада, ноутбук, проектор. Ход совместной деятельности воспитателя и детей. Организационный момент.Дети сидят полукругом. (звучит сигнал сообщения) Воспитатель: Нам пришло какое-то сообщение, давайте, просмотрим. Сообщение от детей младшей группы. Текст сообщения: ///Наши старшие друзья! Совсем скоро вы отправитесь в школу, и уже многое знаете, расскажите нам, пожалуйста, откуда берется шоколад, правда ли, что он растет на деревьях? Что нужно смешать, чтобы получилась вкусная шоколадка?/// Воспитатель: Поможем ребятишкам? Но, чтобы ответить на вопросы, нам нужно подготовиться. Воспитатель: О чем же нас просят малыши? Что мы должны узнать? Показать схему 1) Откуда берется шоколад? 2) Польза и вред шоколада. 3) Из чего делают шоколад? Воспитатель: Давайте подумаем, каким образом мы можем ответить на поставленные вопросы? (Мы можем спросить взрослых. Поискать ответы в интернете. Прочитать об этом в книгах. Провести свое исследование.) Основная часть. Воспитатель: Итак, перед нами первый вопрос – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришёл?» Давайте попробуем ответить на вопрос. Рассказ воспитателя с использованием слайдов презентации. Воспитатель:Ребята, вы любите шоколад? (Да) Я тоже очень люблю его. В далекие времена считали, что шоколад - это «пища богов». Шоколад любимое лакомство детей и взрослых. Слайд 2. Впервые в Европу шоколад привез путешественник Эрнандо Кортес. Вначале это лакомство никому не понравилось, потому что его готовили без сахара, и он был горьким Слайд 3. Один французский повар догадался добавить сахар к горькому какао: и шоколад тут же все полюбили. Слайд 4. Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так. Слайд 5. Шоколад боится холода, снега и растет там, где нет зимы. Деревья какао растут в жарких странах. Слайд 6. Так выглядят цветы на шоколадном дереве, они растут не на ветках как у обычных деревьев, а прямо на стволе. Ствол Шоколадного дерева полностью покрыт плодами – время сбора урожая. Слайд 7. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао-бобы. После сбора урожая какао – бобы необходимо просушить. Слайд 8. Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао – бобы.Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Слайд 9. Затем из какао – бобов отжимают масло.А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». Воспитатель: Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?Верно, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад. Кто вспомнит, какие ещё вопросы задали нам про шоколад? (Польза и вред шоколада) Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Польза – вред». Эта чаша весов будет означать полезные свойства шоколада, то есть плюсы. Другая чаша – вредные свойства, то есть минусы. Вам нужно поставить + или – к чашам весов. Итак, начинаем! Воспитатель: Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия. (+) Шоколад – источник энергии, в нём содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом. (+) В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад. (+) В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка. (+) Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает работу мозга. В шоколаде содержится железо, без которого человек чувствует, что у него нет сил. (+) Шоколад способствует повышению иммунитета, то есть помогает бороться с болезнями. Шоколад не только лакомство, но и прекрасный лекарь. При сильном кашле лучше пососать пару долек шоколада, чем пить таблетки. (+) Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для будущей учебы в школе. (+) Шоколад виновник лишнего веса. (–) Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию. (–) Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь, особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу. (–) Если не чистить зубы после шоколада, может появиться кариес. (–) Выводы: Итак, какая чаша весов перетянула? Чего же больше приносит шоколад: пользы или вреда? (Больше пользы) Кто запомнил, в чем плюсы? Шоколад нужно есть в меру. Самый полезный – это горький шоколад. Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день. После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы. Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем. Воспитатель: Вот мы и вспомнили, чем полезен и чем вреден шоколад. А какие еще вопросы задавали нам малыши про шоколад? (Как делают шоколад) Воспитатель: Правильно, но, чтобы это узнать – нам нужно изучить его свойства, провести исследования. Сперва мы немного отдохнем! (Физкультминутка) Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, нам нужно вспомнить правила поведения во время экспериментов. Воспитатель: Теперь проходите за столы, предварительно нам нужно надеть фартуки. Опыт 1. Свойства какао. Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао – бобов. Какао – бобы перемалывают, и получают какао – порошок. Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного) А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать) Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Совершенно верно, какао имеет горький вкус. А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао) Итак, к какому выводу мы пришли: какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости. Исследование свойств шоколада. Опыт 2. Разнообразие шоколада. Теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами три вида шоколада (молочный, горький, воздушный). Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей) Вывод: Существует 3 вида шоколада: горький, молочный и воздушный. Шоколад бывает разным по цвету, форме, на вкус. Опыт 2. Ломкость шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад? Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий. Легко трётся на тёрке. Опыт 3. Вкус шоколада. А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек молочного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий) А теперь черный шоколад, какой на вкус? (Горький, горьковато-сладкий) Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей) Вывод: Ребята, чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус. Опыт 4. Взаимодействие с водой. А сейчас мы проверим еще одно свойство. Берем дольки шоколада и кладем в горячую воду. Что произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился) Сейчас то же самое попробуем с холодной водой. (В холодной воде шоколад опускается на дно) Вывод: Мы пришли еще к одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь. Вывод: Итак, ребята, к каким выводам мы можем прийти, изучив свойства шоколада? Шоколад бывает разным на вкус, по форме, по составу. Шоколад может ломаться, он хрупкий. Шоколад может быть жидким и твердым От тепла шоколад тает. Воспитатель: Теперь вы как настоящие мастера - шоколатье. Ребята, а вы знаете, кто такой шоколатье? Воспитатель: Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Предлагаю вам на выходных вместе с родителями побыть настоящими шоколатье и заняться изготовлением шоколада. Самостоятельная работа. 1-ая часть эксперимента. Изготовление шоколада. Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером. Миксером работает взрослый. Жидкий шоколад выливается в разные формочки. Затем, чтобы шоколад затвердел формочки нужно поставить в прохладное место. 2-ая часть эксперимента. Фрукты в шоколаде. Взять кусочки яблока. Наколоть их на палочку, обмакнуть в приготовленный шоколад, затем в кокосовую стружку или орешки. По желанию можно остудить. Итог деятельности. Воспитатель: Что же нового вы узнали о шоколаде? Что такое шоколад, из чего он изготавливается, откуда он к нам пришел. (Шоколад – сладкое лакомство, изготавливается из какао – порошка, какао – порошок из какао – бобов) Шоколад бывает разным на вкус (сладкий, горьковато-сладкий), по форме, по составу, чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус. Шоколад может ломаться, он хрупкий. Шоколад может быть жидким и твердым. От тепла шоколад тает. Человек, который занимается изготовлением шоколада, называется шоколатье. Вместе с родителями попробовали изготовить свой шоколад. Воспитатель: Какие продукты вы использовали в изготовлении шоколада? (какао – порошок, сгущенное молоко, масло, ванилин) Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать? (Рассуждения детей) Воспитатель:Ребята, вы большие молодцы. Много что мы узнали про шоколад. Все наши действия я засняла и отправлю младшим ребятам. Посмотрев видео, они тоже узнают много нового про наше любимое лакомство – шоколад.