НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шлончак И.В. Речевые игры по дороге в детский сад

Библиографическое описание:

Шлончак И.В. Речевые игры по дороге в детский сад // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Развитие речи дошкольников является актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Для дошкольника игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, развивается психически, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В наше время многие родители заняты на работе и не могут уделить достаточно времени воспитанию и развитию своих детей. Необходимо использовать каждую свободную минуту.

Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад.

По дороге в детский сад удобно играть в речевые игры. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время со своим ребенком.

Речевые игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также тренируют правильность звукопроизношения, обогащают и активируют словарь, формируют грамматический строй речи, развивают связную речь, мышление, память, внимание, гибкость ума, воображение, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Предлагаю превратить дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную.

Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка).

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на … (что?)

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на …

День похож на …

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря).

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок
подбирает
девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, и т.д.

Игра «Что для чего» (активизация в речи
сложных слов).

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

Хлеб - в хлебнице

Сахар - в сахарнице

Конфеты - в конфетнице

Мыло - в мыльнице

Перец - в перчнице

Салат-в салатнице

Суп - в супнице

Соус - в соуснице и т.д.

Игра «Отгадай, что это» (отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом).

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи)

Растут на дереве в саду, очень вкусные, сладкие (фрукты)

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт)

Игра «Отгадай предмет по назначению его частей» (систематизация словаря).

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)

Ствол, ветки, листья, кора, корни (дерево)

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет)

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты (рубашка)

Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса). Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) -что делают?

Летит, клюет-кто?

Дерево, цветы-что делают?

Кошка, собака-что делают?

Льется, журчит-что?

Шумит, дует-что?

Дождь, снег-что делают?

Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове). Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.

Например: кошка-автобус-сок-куст-танк-капуста-…

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным).

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна...). Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома и т.д. Каждый день можно пробовать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…

Игра «Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками).

Ты выходишь и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

Освоив эти речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.

Необходимо знать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому взрослому стараться говорить ясно, чисто, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Играя с детьми важно помнить, что необходимо поощрять ребенка даже за незначительные успехи.
2023