Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Лыч Э.Р. Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Задачи:
Коррекционно-образовательные:
·          Закреплять понятие «гласный звук»
·          Закреплять умение выделять гласный звук О в начале и конце слова
·          Формировать умение выделять гласный звук О в середине слова
·          Формировать навыки звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога.
·          Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью суффиксов -ок-,-ик- на материале слов со звуком О в середине слова.
Коррекционно-развивающие:

·          совершенствовать фонематические процессы;

·          развивать зрительное восприятие, внимание.

Коррекционно-воспитательные:
·          воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
·          воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищам.
Используемые технологии:
-здоровьесберегающие технологии (логоритмическая игра «Гномик», динамическая пауза);
-технология формирования навыков звукового анализа и синтеза Т.А.Ткаченко.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к занятию, индивидуальные зеркала,оформленные в виде капелек, пособие «Звуковой поезд», магнитная доска, предметные картинки ( сом, сок, дом, ком, мох, нос, кот, мост, осень, ведро, ослик. кот, обруч, волк, гнездо, пальто, окна, осы), наборы для составления схем ( карточки-символы звуков по Т.А. Ткаченко).
Предварительная работа: занятия по теме «Звук О» - «Звук О в начале слова», «Звук О в конце слова», игры «Найди слова на заданный звук», «Какой первый звук в слове?», «Звуковые домики».
Ход занятия
Мотивационно-ориентировочный этап
Логопед: «Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в гости к гномику Тому. Послушайте, что он написал нам:
-Я веселый добрый гном, у меня уютный дом. В гости вы ко мне придёте и подарочки найдёте. Вы по стрелочкам идите и секретик мой найдите, все задания пройдёте, и себе его возьмёте!»
Логопед: «Ну что же, отправляемся в путь. Однако перед дальней дорогой надо размяться и настроиться!», (проводится ритмическая игра «Гномик», в ходе которой дети повторяют по образцу логопеда определённый ритмический рисунок, отстукивая ритм деревянными палочками).
Логопед обращает внимание детей на дорожку на полу:
- А теперь идем по дорожке!
Дети передвигаются по стрелочкам и попадают на полянку, подходят к «лужице»:

Капля с капелькой слетела,

Капля капельку задела,

Капля с капелькой слилась,

Вот и лужа налилась!

Логопед: « Хотите поиграть с капельками? Давайте присядем около лужицы и поиграем.»
Поисковый этап
-Догадайтесь, какой звук будет помогать нам в нашем путешествии? Послушайте слова, которые я произнесу, и тот звук, который повторяется в каждом слове, и будет нашим помощником: обруч, Оля, осы, ведро, пальто, гнездо.
- Правильно – это звук О. Возьмите зеркала-капельки, произнесите звук О, посмотрите, на какую фигуру похожи наши губы, когда мы произносим этот звук?
- Почему звук О гласный?
Дети дают характеристику звуку О, в случае затруднений проверяют с помощью зеркала наличие преграды при произнесении звука.
Практический этап:
Логопед обращает внимание детей на дорожку на полу:
«Куда же привела нас дорожка? К болоту! А перейти через него можно по кочкам. Нужно встать на кочку, но только тогда, когда вы услышите звук О.»
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуком О в начале и в конце слова, в словах дети после выполнения упражнения определяют позицию звука.
Логопед: «Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием! Дальше с вами мы идём, что же впереди найдём?»
Дети переходят в зону, подготовленную для работы с раздаточным материалом.
- А пришли мы с вами к городу звуков. Какие же звуки живут в этом городе?
Дети рассказывают, что в домике с красной крышей живут гласные, с синей твёрдые согласные, с зелёной мягкие согласные.
- Посмотрите, вот, оказывается, где задание от Гномика! - логопед снимает конверт с магнитной доски, вынимает из конверта задание, читает:
«Посмотри скорее - тут звуки гласные живут.
Но я вижу, звуку У очень скучно одному!
О скучает очень тоже. Мы сейчас ему поможем! Что же делать, как же быть, нужно звуки…..(подружить)!
Какие звуки живут в этом городе? Наш помощник звук О тоже живёт в этом городе, но смотрите, как ему очень скучно одному. Что нужно сделать, чтобы ему стало веселее?
Правильно, подружить звуки друг с другом, слушайте внимательно – ОТ сколько звуков я произнесла? Какой первый, какой второй? Составьте схему слога ОТ с помощью символов.
А что получится, если поменять местами звуки в слоге ОТ? Правильно, ТО, Сколько звуков мы произнесли, какой первый, какой второй звук?
А что получится, если к слогу ТО добавить звук М? Кто догадался?
Правильно, получится имя нашего гномика - ТОМ.»
Схема слова выкладывается на магнитной доске (с более сильной подгруппой схема выкладывается каждым ребёнком и проводится полный звуковой анализ слова).
- Посмотрите на схему слова ТОМ. Где же в этом слове находится звук О?
(Дети делают вывод, что звук О находится в середине слова).
-Молодцы, вы отлично справились с этим заданием гномика. Какое же следующее задание, посмотрим?
Логопед вынимает из конверта карточку со следующим заданием:
«А теперь вас ждут картинки, но лишь только половинки! Поскорее их сложите, у кого что расскажите!»
На отдельном столе приготовлены картинки, разделённые на две части.
Дети соединяют картинки-половинки, рассматривают их, проговаривают слова по цепочке и делают вывод, что во всех словах звук О находится в середине.
-Отлично, с этим заданием вы справились, что же ещё гномик приготовил для нас?
Логопед находит следующий конверт, читает: «Отгадаете загадку, поиграете с отгадкой:

По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в... (мяч)!»

Динамическая пауза - игра с мячом «Большой-маленький» ( логопед бросает мяч детям поочерёдно, проговаривая слова, которые были использованы в предыдущем задании, дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму слова).
После игры логопед замечает стрелочки, наклеенные на полу:
«А вот и указатели, которые нас приведут к домику Гномика Тома.
Мы по стрелочкам пойдём, и секретик наш найдём! А вот и последнее задание гномика Тома - игра «Звуковой поезд.»
Логопед раздаёт детям картинки, уточняя названия изображённых на них предметов. Детям необходимо распределить картинки по вагончикам, над которыми прикреплены маркеры: 1-й вагон - звук «О» в начале слова, 2-й – в середине, 3-й – в конце. Дети поочерёдно выходят, ставят свою картинку в нужный вагон, объясняют свой выбор.
Логопед: «Но где же сам гномик? Мы с вами уже все его задания выполнили!»
На экране появляется Гномик: «Всем гостям всегда я рад!
Но пора вам в детский сад! Мой секрет скорей найдите и подарочки возьмите!»
Логопед: «Где же, гномик, твой секрет, слева нет, и справа нет?»
Гном (используется видеофайл в презентации): «Посмотрите вы под стол, может он упал на пол?»
Логопед заглядывает под стол и находит коробочку с секретом, дети получают подарки от гномика.
Гномик: «Вот секретик мой, ура! Будет рада детвора!»
Логопед: «Ну а нам уже пора! Давайте поблагодарим гномика, скажем ему до свидания!»
Гномик прощается с детьми.
Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Вы молодцы, справились со всеми трудными заданиями гномика Тома. Скажите, какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Логопед раздаёт детям карточки с картинками, схематично изображающими задания, выполненные в ходе занятия и предлагает отметить то, что понравилось и не вызвало затруднений зелёными смайликами, а то, с чем было сложно справиться - жёлтыми.
2020