Актуальные вопросы начального общего образования

Бабенко О. М. Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности младших школьников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf

Обучение письму - «весьма важный раздел методики обучения грамоте, связанный с первоначальным овладением письмом», пишет Н.Г. Агаркова. Формирование каллиграфических и графических навыков учащихся зависит друг от друга, поэтому каллиграфические навыки рассматриваются как компоненты навыков графического письма. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но и грамотно.
На сегодняшний день количество детей с трудностями в обучении и нарушениями письма очень велико. Часто учитель просто "не видит", когда и как начинаются трудности с написанием, пытается исправить не причину, а результат, и потратив много сил и сил ученика, не достигает желаемого результата. Чтобы выявить причины трудностей в обучении письму, как помочь учащемуся, необходимо понять, что такое процесс письма, чем оно отличается при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения.
Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Учителя, физиологи и методисты занимаются этой проблемой, потому что для понимания причин трудностей в обучении письму необходимо знать процесс письма на разных стадиях его возникновения, влияние навыков письма на развитие ребенка. Систематическое использование методов и приемов обучения каллиграфии способствует совершенствованию и обучению общих навыков учащихся, необходимых им на протяжении всей учебной деятельности для изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Почему же почерк современных школьников перестал быть каллиграфическим?
Причинами могут быть неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки; неправильное положение тетради на парте; плохо развитая
мелкая моторика рук, недостаточный уровень развития пространственного восприятия (обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит).
Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но дело не в этом. Самый важный орган, отвечающий за письмо, - это не рука, а голова. Чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь между мышлением и мелкой моторикой руки, но и способность преобразовывать информацию, содержащуюся в мозге, в систему знаков.
Цели и задачи формирования каллиграфического умения во время письма тесно связаны с формированием навыка письма в целом. Сначала дети должны ознакомиться с правилами посадки и собственными инструментами, сориентироваться на страницах прописей, тетрадей, ознакомиться с написанием букв, слогов, слов и фраз. Затем эти навыки закрепляются и совершенствуются на уроках чистописания и русского языка. На первый план выходят задачи обучения воспроизведению буквенных форм, соблюдению одинакового наклона по всей странице, рациональному соединению букв в словах. Правильное выравнивание слов в строке.
З.Л. Шинтарь в методических рекомендациях отмечает, что на уроках письма необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. Невозможно разработать четкое, красивое и быстрое письмо у обучающихся за короткое время. Понадобятся несколько лет, так как навыки письма формируются медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих проблем, с которыми учитель сталкивается с первых уроков обучения письму.
Таким образом, работа по формированию каллиграфического письма начинается одновременно с обучением письму и ее цели, и задачи связаны с развитием навыка письма в целом, где основная цель – формирования графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Показателями сформированности графического навыка являются:
1) графическая грамотность
2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв и их соединений
3) связанность (безотрывность)
4) скорость письма.
Для того, чтобы умения стали автоматизированными необходимо выполнение всех показателей графического навыка.
Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, что допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.
Графические ошибки – это упущения, перестановки и различные замены букв, которые соответствуют аналогичным фонемам с точки зрения акустических, артикуляторных свойств или изменений формы, размера, пространственного положения и количества элементов в знаке буквы.
Каллиграфические ошибки включают: интервалы между буквами слов не соблюдаются, слова неровно расположены на линии; буквы написаны слишком широко или слишком узко; существует разнонаправленный или чрезмерный наклон вправо или влево; расположение букв по отношению к линиям строки не соблюдается, то есть отсутствует линейность при написании; не сохраняется нужная высота букв;  обнаруживается ломаность письма; имеет место угловатость, «заборность» письма; не соблюдается связность букв; наблюдается полная неразборчивость, «каша».
Вышеперечисленные ошибки появляются из-за недостаточного формирования правильных графических навыков.
При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны разнообразные приемы и упражнения, помогающие формировать каллиграфический навык. Основными из них являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Визуализация выполняется на доске для всего класса или индивидуально, в тетради учащегося. Задача учащегося – увидеть и понять, как она написана, и воспроизвести предоставленный образец (буквы, буквосочетания, слова) в своей тетради. Учитель должен написать пример на доске, чтобы все ученики могли видеть, как учитель пишет. Если некоторые учащиеся не видят, как пишет учитель, они должны повторить показ в другом месте на доске, вставая, чтобы не скрыть образец. Надпись можно еще раз обвести указкой, повторяя движение за всеми учениками в классе. Такая демонстрация совершенно обязательна при знакомстве учащихся с буквой и до тех пор, пока они прочно не овладеют манерой написания букв. Необходимо показать учащимся, как соединять буквы, потому что, если учащийся научился писать одну букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами. Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делает учитель, то через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать и соединять буквы.
2. Списывание учащимися готового образца: тетради, образец учителя на доске или в тетради. Это очень старая методика, основанная на том, что учащиеся имитируют, воспроизводят образцы письма. При копировании с образца его визуально анализируют и сравнивают с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении.
3. Копировальный способ. Его следует использовать ограниченно в связи с тем, что начертание образца производится учащимися без достаточного знания процесса письма и даже сохранения формы буквы. В индивидуальной работе такое упражнение можно выполнять для исправления формы отдельных букв. В начале строки точками учитель пишет две буквы и одну букву в середине строки. Ученик обводит две буквы, затем пишет их сам на образце, написанном в середине строки. После этого учитель и ученик рассматривают, как написаны буквы, чем они отличаются от образца, что и как исправить. Затем ученик обводит букву в середине строки и сам добавляет буквы в конец строки. Очень важно, чтобы копия была выполнена в виде буквы с правильными движениями, иначе это не даст нужного эффекта и может привести к фиксации неправильных движений.
4. Воображаемое письмо или рисование по образцу, письмо в воздухе. Этот прием отличается от метода копирования тем, что учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если при переписывании ученик не видит всего, а только следит за линией, то в воображаемом круге он видит букву как бы через какой-то оптический прибор, он действительно пишет, но в воздухе. Это помогает ученику выучить как движение, так и правильную форму буквы. Воображаемая буква делается либо по образцу, написанному учителем на доске, либо по его букве на доске, в зависимости от приема. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа в руках ручку. Такие упражнения оживляют процесс обучения.
5. Анализ формы букв. Анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме этой буквы. Прежде всего, нужен анализ элементов движения при письме. Основными элементами движения являются движение вниз и связующее движение.
6. Письмо под счет или в такт счету. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму.
7. Приемы взаимной проверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят ошибки других. Преподаватель должен направлять детей не на оценку работы, а на помощь: увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. При взаимной проверке детям даются конкретные задания: проверить, как пишется тот или иной элемент буквы, какая связь или расстояние между словами и т. д.
Методика обучения каллиграфии имеет богатый арсенал приемов обучения письму. Реализация и эффективность вышеперечисленных приемов в обучении детей каллиграфическому письму зависит от знаний учителя и его умений, а также учета индивидуального подхода каждого ребенка.
Обучение каллиграфическому мастерству — очень сложный и трудоемкий процесс, требующий целенаправленных действий, которые можно выполнить точно и быстро только после многократного повторения.
Добиться каллиграфического письма можно только в том случае, если ученик последовательно соблюдает все правила четкого письма. Усилия, требуемые от учащегося для выполнения письменных упражнений, возникают только в том случае, если учащийся понимает смысл этих упражнений и заинтересован в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и навыков. При оценке результатов работы младшего школьника очень важно вселить в него веру в успех решения поставленных задач, а возникающие недостатки должны побуждать ребенка к упорному преодолению возникающих трудностей.
Таким образом, формирование навыкам каллиграфического письма младших школьников является одной из важнейших задач начальной школы: именно начальная школа определяет, как ребенок будет относиться к процессу письма в школе. Учителю начальных классов важно не только способствовать формированию каллиграфического письма, но и развивать у каждого ученика потребность в правильном, красивом и быстром почерке.
Методика обучения каллиграфическому письму дается учителю для того, чтобы он мог применять методические приемы в определенных точных условиях с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и среднего уровня большинства учащихся в классе. В основном это касается скорости письма и соединения букв.
Считаю, что формирование каллиграфического навыка письма имеет большое педагогическое и социальное значение. Приучая детей к аккуратному и четкому почерку, обеспечивая устойчивость их каллиграфического письма, учитель воспитывает в них аккуратность, исполнительность, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной; уважительное отношение к людям, к своему труду, и наконец, способствует их эстетическому воспитанию.

Библиографический список:
1.            Агаркова Н.Г. Графический навык. Каллиграфический навык. (Программа для начальной школы)//Начальная школа. – 1994 г. — №7.
2.            Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002 г.
3.            Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. - М.: Просвещение, 1987 г. – 124с.
4.            Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме//Начальная школа. – 2006 г. — №8.
5.            Пивоварова Е.В. Методические основы формирования каллиграфических навыков у младших школьников / Е.В. Пивоварова / Проблемы и перспективы науки и образования. – 2016 г. – С. 107-113.
6.            Шинтарь З.Л. Методические рекомендации по курсу ―каллиграфия для студентов специальности "Педагогика и методика начального обучения". Гродно, 2001 г. 
2022