Стрекалова Э. В. Использование проектной деятельности в работе с обучающимися с задержкой психического развития младшего школьного возраста (на примере предмета «Окружающий мир»)
На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры становится одним из ведущих. Метод проектов как специфическая форма творчества является уникальным средством развития человека. Он способен обеспечить личностный рост каждого человека. Одним из основных направлений современной системы образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Именно проектный метод может помочь в решении этих проблем. В этой связи одна из актуальных задач для педагогов, работающих с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР), заключается во включении таких детей в деятельность, которая бы стимулировала познавательный процесс, развивала коммуникативные навыки, способствовала повышению их социального статуса. Эффективным средством решения обозначенной задачи является метод проектов. Правильно организованный подход к использованию в образовательном процессе метода проектов способен не только сохранять, но и развивать учебную мотивацию у обучающихся. Что немаловажно при работе с обучающимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Е. Гайденко писал о том, что в педагогике на текущий момент наиболее значимым является применение в процессах обучения методов и приемов, направленных на развитие навыка самостоятельно добыть новые знания, искать необходимые сведения, выдвигать гипотезы, подводить итоги и формулировать выводы. Таким образом, становится необходимым применение методов, позволяющих решить проблему, связанную с развитием у обучающихся еще в младших классах умений самостоятельности и саморазвития. Организация работы над проектами создает условия для самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала. Конечно, нельзя признать проектный метод в образовании универсальным средством обучения, но он является одной из форм, которая не исключает другие, более традиционные [Гайденко 2006]. Использование метода проектов в условиях образования в работе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР позволяет обучающимся динамично проявлять себя в системе социальных отношений, содействует развитию у обучающихся рассматриваемой категории такой общественной позиции, которая позволила бы сформировать умение самостоятельного планирования и организации своих действий, раскрыть творческий потенциал и воплотить в жизнь все творческие способности, а также раскрыть индивидуальность обучающегося. Вообще, под проектом принято понимать деятельность по достижению нового результата в рамках определенного времени с учетом определенных возможностей. Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению. Проектная деятельность – это совместная творческая и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы [Хромов 1998]. З.В. Брдовская в своих трудах указывает, что формы реализации метода проектов могут быть различными. Проектная деятельность может быть реализована в виде индивидуальной работы с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР, но возможен и групповой подход к решению проблемы. В выполнение какого-либо проекта может быть включен родитель обучающегося с задержкой психического развития. Возможно обучающемуся младшего школьного возраста с ЗПР наиболее комфортно работать в паре с учителем, к которому он уже успел привыкнуть. Хорошо зарекомендовал себя вариант работы над проектом, когда в паре с ребенком с ЗПР работает ученик-куратор [Брдовская 2006]. Образовательно-воспитательный процесс в школах для обучающихся с задержкой психического развития носит черты консерватизма, т.к. именно данным образовательным организациям присущи черты закрытого, отдельного социума. Но в современном обществе можно четко проследить смену идеалов, меняются реалии современного общества. Поэтому уже сейчас для социализации обучающихся с ЗПР является недостаточным просто усвоение знаний, предполагаемых образовательной программой, а также формирование навыка действовать по заданному, отработанному алгоритму [Взятышев 1995]. Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко указывали на то, что использование метода проектов педагогом предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направления на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, имеющей значимость для участников проекта проектной деятельности. Обучающийся всегда должен знать, каков будет продукт проделанной работы [Матяш 2002]. Существуют различные классификации проектов. 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри образовательной организации, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. 7. По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские и по способам развития реализации результатов [Полат 2014]. Педагог должен учитывать основные требования к выбору объекта проектной деятельности для обучающихся с ЗПР, важнейшими из которых являются: готовность обучающихся к данному виду деятельности; их интерес к проблеме; практическая направленность и важность проекта; фактическая осуществимость проекта. Предпосылками для проведения образовательной проектной деятельности являются: умение применять полученные знания, умения и навыки; целесообразность учебных заданий индивидуальным способностям обучающегося; наличие необходимых материалов и технических средств; соответствие образовательной деятельности экологическим и экономическим требованиям; обеспечение безопасных условий труда. Разные типы проектов для детей с задержкой психического развития необходимы для развития их коммуникативных навыков, чтобы дети учились взаимодействовать. Развитие коммуникативных навыков надежно поддерживается тем или иным способом передачи информации. Различные способы выражения смысла приводят детей к свободному творчеству, и происходит развитие познавательных функций. Дети, изучающие дополнительные материалы, получают дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. При работе с детьми с ЗПР, на наш взгляд, можно использовать большинство продуктов проектной деятельности: выставка детского творчества, газета, созданная детьми, постановка спектакля, сказка, сочиненная детьми с ЗПР, сценарий праздника, разработанный совместно с обучающимися с ЗПР. В совместной деятельности со взрослыми дети могут выполнять действия, которые они еще не могут выполнить самостоятельно. Они формируют сферу ближайшего развития ребенка, благодаря процессу интериоризации, становясь индивидуальным свойством на следующем этапе развития. Проектная деятельность для детей с ЗПР будет успешной при соблюдении следующих условий: - учет психологических и языковых способностей и интересов ребенка; - деятельность детей без принуждения; - предоставление самостоятельности и поддержке их инициативы - достижение пошаговых целей вместе со взрослыми; - темы (задачи), соответствующие области ближайшего развития ребенка. При работе с детьми с ЗПР следует применять этапы проекта, выделенные Н.Ю. Пахомовой: погружение в проект; организация деятельности; реализация деятельности; представление результатов [Пахомова 2005]. На этапе погружения в проект педагог определяет цели и задачи проекта, форму, метод и сроки его реализации, а также ожидаемые результаты в соответствии с психофизическими и речевыми способностями ребенка. Необходимо выявить наиболее актуальные проблемы в заданный промежуток времени. Педагог знакомит детей с проблемой, активизирует их интерес и «заряжает» желанием решить эту задачу. Целью этапа организации деятельности является создание условий для самостоятельной деятельности детей: выявление возможных решений проблем, для которых важно обучение в рамках обозначенных тем. Обсуждение подробного плана работы (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать и так далее). В процессе выполнения деятельности дети с задержкой психического развития могут получать различные виды поддержки, включая консультации, ответы на вопросы и обсуждения, включая прямую помощь. Особое внимание следует уделить использованию вспомогательных средств: разнообразная наглядность, простые инструкции, анализ ошибок, допущенных детьми во время работы, эмоционально положительный фон совместной деятельности. На этом этапе творческие продукты создаются в тесном сотрудничестве с родителями. Многолетний опыт работы с семьями детей с задержкой психического развития показывает, что в большинстве случаев родители не принимают активного участия в образовательном процессе, а в большинстве случаев выполняют индивидуальные задания в тетради. Использование проектного метода значительно повышает интерес родителей к жизни образовательной организации. Несомненно, презентация результатов играет большую роль в стимулировании всех участников проектной деятельности. Роль учителя сводится к тонкой и грамотной оценке результатов. Необходимо видеть незначительный успех каждого ребенка, вовлеченность каждого из родителей, а также побуждать всех участников, подобрав номинацию каждому. В процессе презентации продукта деятельности ребенок развивает навыки адекватной оценки своих результатов, умение оценивать других. Во время презентаций дети демонстрируют понимание проблемы и способность выполнять задания [Пахомова 2005]. Организация и реализация проектной деятельности существенно влияет на стиль взаимодействия с детьми. Происходит переход от перевода готовых знаний к активизации поисковой активности обучающихся с задержкой психического развития, к совместному поиску решений поставленных задач. Использование проектного метода в системе коррекционно-педагогической работы стимулирует познавательную деятельность у детей с ЗПР, способствует развитию коммуникативных навыков, наиболее успешно систематизирует знания по выбранной теме, развивает организационные качества, искренность. Чтобы привлечь обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к проектной деятельности, необходимо выявить наличие таких условий, как собственные желания ребенка, благоприятные обстоятельства и компетентные учителя. Соблюдение этих условий благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, совершенствовании его творческого воображения, формировании приемов мыслительной деятельности и так далее. Привлечение обучающихся к проектной деятельности повышает уровень развития творческого воображения, происходит сочетание теории и практики. Детская деятельность развивается, приобретая большую самостоятельность. Развивается личная независимость. Исходя из этого, важной задачей для учителей является регулярное включение обучающихся младшего возраста в проектную деятельность. Проекты подбираются с учетом возрастных особенностей, предпочтений и интересов ребенка [Самси 2017]. Проектная деятельность может выступать как одно из средств обучения на уроках предмета «Окружающий мир». Как показываю исследования многих ученых, наибольший интерес у обучающихся младшего школьного возраста вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека. На уроках окружающего мира в начальной школе у детей формируется не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт творческой деятельности, экологическая культура, ответственное отношение к окружающей среде. Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учителю находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дает возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности. В ходе проектной и исследовательской деятельности формируются следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности); - проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других). Проекты, на уроках окружающего мира, отличаются друг от друга: · результатом: - поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.); - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.); · числом детей: - индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ обучающихся); - работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); - коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.); · продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев); · числом этапов · соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы; · необходимостью привлечения взрослых. На уроках окружающего мира в младшем школьном возрасте с обучающимися с задержкой психического развития могут быть использованы следующие проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» и другие. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи; развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли – ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев. Предложенная тематика не ограничивает выбор педагога в процессе организации проектной деятельности. При выборе тематики стоит опираться на психолого-педагогические, индивидуально-типологические особенности конкретных обучающихся, их запас знаний, умений и навыков по предмету «Окружающий мир».
Библиографический список
1. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса // Начальная школа. 2006. №10. C. 2-3. 2. Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. №10. С. 127-128. 3. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов // Как организовать проектную деятельность младших школьников. Новосибирск, 2006. С. 92-101. 4. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. М.: Просвещение, 1995. 341 с. 5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вента-Графф, 2002. 112 с. 6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Норма, 2014. 648 с. 7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с. 8. Самси Т.П. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в проектной деятельности // Потенциал современной науки. 2017. №2 (28). С. 106-108.