Исследовательская и проектная деятельность

Колягина Л. М. Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Задача школы – достижение высоких метапредметных и личностных результатов учеников. Для этого процесс обучения должен быть проблемным, развивающим и обязательно деятельностным, должен формироваться научный тип мышления. Все эти характеристики воплощаются в исследовательской и проектной образовательных технологиях, которые нацелены на максимальное развитие метапредметных учебных действий.
«Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на… формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы»
«Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования должна быть направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования (ФГОС СОО, п. 18.2.1).
Проектная деятельность совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Это самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на преобразование информации, материалов, предметов, среды для решения определённой проблемы, задачи. Творческий процесс, результатом которого является конкретный продукт. Проектная деятельность может быть и индивидуальной.
Исследовательская деятельность предполагает творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
В-третьих, проект – это замысел, план, творчество по плану.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Результаты проектной и исследовательской деятельности должны отражать:
Сформированность личностных УУД: позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости.
Сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Сформированность регулятивных УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.
Сформированность познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.
Сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов
Об исследовательской деятельности
Из всех отрадных мгновений учения хочется выделить два: радость открытия нового и осознание того, что ты смог это сделать сам. У учителя есть отличная возможность подарить школьникам эти воодушевляющие минуты. Я имею в виду применение исследовательских методов обучения. Предвкушение открытия, совершённого тобой самим, – это сильный мотив учебной деятельности, исследовательские же методы обеспечивают деятельностный характер учения, которое нацелено на максимальное развитие метапредметных учебных действий.
Почему из всех современных педагогических технологий я предпочитаю исследовательскую? Исследовательский путь познания естествен, он соответствует природе человеческого мышления. Учит наиважнейшим способам умственных действий: наблюдению, сравнению, классификации, обобщению способам познавательных учебных действий. Исследование включает почти каждого ученика в активную работу. Исследовательская деятельность, организованная в группах, обеспечивает развитие не только личностных, познавательных и регулятивных, но и коммуникативных универсальных учебных действий. Исследование проводят в парах, тройках. Договариваются о форме представления материала. Представляют свои выводы, рассказывают о том, какие трудности встретились, как их преодолевали. Этап представления результатов сопровождается устным взаимооцениванием с обоснованием по критериям. То есть на исследовательском уроке есть условия активно развивать устную речь. Самостоятельно формулируя выводы, ученики тренируют письменную речь. Регулятивные УД. В течение урока ученики сами регламентируют рабочее время (кто-то с некоторыми напоминаниями учителя). Познавательные УД. «Учебный процесс в классе должен ориентироваться на процесс научного исследования» (А.В.Леонтович). На каждом уроке-исследовании ученик проходит весь круг основных умственных действий: наблюдение, сравнение, классификация, обобщение. Приготовив выводы, обдумывают удобную форму для представления результатов – переводят сплошной текст в схемы, таблицы.
Таким образом, применение исследовательской технологии соответствует требованиям к современному уроку в условиях ФГОС.
С другой стороны, учебные занятия, построенное на основе исследовательской технологии, позитивно воспринимается большинством учеников, несмотря на серьёзность и интенсивность работы.
Алгоритмизация исследовательской деятельности не умаляет творчества. Наоборот, выполнив последовательно все необходимые шаги, любой ученик получает собственный образовательный результат. Для этого учителю надо продумать степень самостоятельности участников учебного исследования: сильные ученики могут провести полностью самостоятельное исследование, слабым желательно воспользоваться возможностью сравнения своего промежуточного результата с эталонным после каждого этапа. Эта степень может определяться самими учениками.
Чтобы быть успешными на уроке, важно суметь завершить исследование, прийти к определённому результату и представить его перед одноклассниками.
Теперь о результатах исследования. Что если ученики придут к неправильным выводам по теме? Дело в том, что исследование подразумевает создание учеником личного опыта. Результативность деятельности ученика определяется новизной полученных знаний по сравнению с уже имевшимися у него ранее. Причём ученический результат может расходиться с эталонным, научным, потому что самое главное - проделать мыслительный цикл от осознания проблемы и постановки своей цели до получения результата и выступления с разъяснением способов своей деятельности. Конечно, не всем исследовательским парам предлагаю выступить с результатами на данном конкретном уроке: кто-то не успел прийти к выводам, на чьё-то выступление не хватает времени. Выступят на другом уроке с результатами другого исследования.
Важнейший элемент урока – знакомство с эталоном темы. Рассмотрение эталона – это необходимый и обязательный этап освоения нового знания. Он предполагает ещё одно сравнение – своих результатов с научными.
Любая тема, проработанная через исследование, станет ближе, станет «своей» темой.
Исследование на уроке можно организовать и при изучении нового, и при повторении в начале учебного года. Когда материал основательно забыт, вспоминание благодаря исследованию будет продуктивнее.
Использование исследовательской технологии при подготовке к государственному экзамену.
Подготовку к ЕГЭ организовываю через создание учебно-исследовательских работ.
Почему у меня возникла эта идея? Во время повторительно-тренировочной работы мы постоянно сталкивались с тем, что в одном пособии для подготовки часто представлены однотипные примеры на какое-либо правило, причём не самые трудные. У учеников возникала иллюзия лёгкости экзамена, терялась мотивация. Чувствуя в этом опасность, я и предложила заняться исследованием контрольно-измерительных материалов, что позволило бы увидеть их разнообразие и сложность.
Все задания тестовой части мы подели между выпускниками. Каждый получил задачу исследовать, как представлено его задание в 20-30 вариантах из разных источников, а именно: примеры на какие случаи правила встречаются наиболее часто, какие могут вызвать затруднения у учеников, какова частотность появления конкретных примеров, исключений.
Из всех исследований создавался своеобразный банк данных для подготовки к ЕГЭ.
Заранее проговаривалась ещё одна цель – выступление на школьной НПК. Поэтому работа выполнялась и оформлялась по технологии исследования: формулирование темы, определение целей, задач, методов. Формировались исследовательские умения (сбор и обработка полученного материала, сопоставление, группировка, обобщение и т.д.), необходимо было обратиться к теории. В наше время ни одна технология не мыслится без компьютерных. Представление исследований на основе презентаций вызывало интерес и фокусировало внимание на самом важном.
В общем, получалось основательное погружение в исследовательскую деятельность, которая способствовала не только углублению знаний, не только повышала самооценку и мотивацию, но и активно работала на развитие УУД.
Учебно-исследовательская работа в рамках НПК
Конечно, учителя привлекает и большая учебно-исследовательская работа с учениками, отличающимися развитым познавательными интересами и трудоспособностью.
Во-первых, о выборе темы – первом важном шаге, от которого во многом зависит успех работы. Темы по литературе могут быть следующими:
·          Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном языке, с его переводом на русский язык. Или сравнение стихов двух сборников одного поэта со стороны содержания и художественных приёмов.
·          Или работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказе…»
·          Работы, предполагающие интеграцию литературы и философии, истории, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний. Например: «Поколение 60-х годов 19 века в жизни и литературе» и др.
·          Работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области.
В любом случае суть исследовательской работы – в сравнении, в сопоставлении двух явлений (языковых, из области литературы….)
Мне ближе исследования по литературному краеведению, потому что есть возможность встретиться с настоящим писателем, поэтом и значительно обогатить свою работу. Важен и другой фактор: такая работа будет самостоятельна, оригинальна, так как до вас, скорее всего, никто не занимался этой темой. Поэтому со своими учениками я занималась творчеством Юрия Анатольевича Иванова: «Изображение героизма русского человека в произведениях Ю.А. Иванова», «Детство, опалённое войной» (по воспоминаниям Ю.А. Иванова и его публицистике), «Художественный мир повести «Путь к вершине». Две работы написаны по поэзии Надежды Николаевны Герман (д. Красный Хутор).
Покажу на примере, как важна заинтересованность ученика темой.
Теперь о проектной деятельности. Это ещё одна интересная, я бы сказала, яркая страница в нашей работе. Темы для проектов найти гораздо проще, чем для исследовательской работы. Хочется рассказать о наиболее удачных проектах последних двух лет в нашей школе.
Коллективно-творческого дело по экологическому воспитанию «Не рубите ёлочку!» (ноябрь-декабрь 2019г. для 5-6 классов). Получилось очень живая, интересная, насыщенная самостоятельная интеграционная (учитель географии и русского языка) деятельность: инициативные группы из 5-6-х классов за 2-3 встречи составили сценарии. Далее прошёл самостоятельный постановочный процесс, который завершился театрализованным представлением.
Другой проект – общешкольный. Международный день ручного письма (23 января), или день почерка, день каллиграфического письма. Состоялся конкурс ручного письма для желающих учащихся 5-11 классов и конкурс рукописных книжек.
Этот проект понравился многим, решено сделать его традиционным.
Теперь о проекте одного класса: знакомясь с новым пятым классом, я предлагаю каждому сочинить 23-ю главу к книге Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» (у Успенского 22 главы) украсить её своими рисунками. Работа организуется на уроках литературы. Цель – диагностика творческих возможностей и начало процесса развития творческих качеств пятиклассников. Просматриваются все метапредметные УУД.
Применение исследовательских и проектных технологий значительно влияет на личностный рост ученика, обучает культуре умственного труда, прекрасно работает над развитием универсальных учебных действий. Хочется, чтобы приобщились к такой работе многие, в том числе через уроки.
Считаю, что исследовательская и проектная технологии воплощают в себе основные принципы педагогической техники, раскрытые в книге «Приемы педагогической техники» А.А. Гина. Принцип свободы выбора (но право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!). Принцип открытости (исследование на уроке – открытое задание: ученик имеет право на своё решение). Принцип деятельности (причём деятельность становится осмысленной). Принцип обратной связи. Принцип идеальности, то есть высокого КПД (чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия; идеальность действия (его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше учительских затрат). Такой путь, самостоятельный, «связанный с открытиями, сделанными самим учеником, больше захватывает школьников; материал, полученный своим трудом запоминается гораздо лучше».
Таким образом, применение исследовательской и проектной технологий соответствует требованиям к современному образовательному процессу в условиях ФГОС.

Библиографический список

1. А.В.Леонтович, А.С. Саввичев, Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / под ред. А.В. Леонтовича. – м.: вако, 2014. – 160 с. – (современная школа: управление и воспитание).
2. А.А.Гин. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обрат. связь. Идеальность: Пособие для учителя / Анатолий Гин. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
3. В.В. Пазынин, Исследовательские задания на уроках русского языка. Газета «Первое сентября». Журнал «Русский язык», №17, 2007.
2022