НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Плотникова В.Н., Крючкова А.А., Эркузиева Г.Б., Гавриловская Т.Л. Изучение психологических факторов формирования самооценки в подростковом возрасте

Библиографическое описание:
Плотникова В.Н., Крючкова А.А., Эркузиева Г.Б., Гавриловская Т.Л. Изучение психологических факторов формирования самооценки в подростковом возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Самооценка является одним из важнейших компонентов «Я»-концепции и самосознания человека. Можно выделить ряд факторов, влияющих на формирование самооценки: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализуемость и статус. Большое влияние на формирование самооценки оказывают и психологические факторы, что актуально на сегодняшнее время в исследовании.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей [7].

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста в самоутверждении и общении со сверстниками.

В зарубежной психологии проблеме самооценке посвящены работы Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Э. Эриксона, К. Роджерса. В трудах отечественных психологов разработка данной проблематики представлена в исследованиях Л.В. Бороздиной, Т.В. Галкиной, Т.В. Дембо, А.А. Деркач, Е.В. Зинько, Т.В. Корниловой, О.Н. Молчановой, С.Р. Пантелеева, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн, К.Р. Сидорова, В.В. Столина, А.Т. Фатуллаевой [15].

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Поэтому так важно определить степень самооценки подростка. От этого зависит успешная адаптация его в обществе.

Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.

Тревожность – свойство личности, имеющее когнитивный (чувство собственной некомпетентности, негативная самооценка, ожидание неудачи), эмоциональный аспекты [7]. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее, многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З. Фрейд в своей работе «Страх».

Проблема тревожности широко рассматривается в работах как зарубежных: Ч. Д. Спилбергер; А. Адлер; О. Ранк; З. Фрейд и др., так и отечественных авторов: Н. Д. Левитов; Ф. Б. Березин; Л. В. Бороздина; В.М. Астапов; А. М. Прихожан; К. Р. Сидоров и др. [10].

Цель данной работы: изучить психологические факторы формирования самооценки в подростковом возрасте. Мы предполагаем, что чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка.

В настоящее время имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению и исследованию понятия «самооценка».

Известный автор книг по психологии Т. А. Рытченко приводит такое определение самооценки: «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей» [19, с. 152].

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств. Как отмечает А. А. Реан, самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру [16].

Бернс Р. рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе и определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой» [5, с. 30].

В трудах отечественных психологов, таких, как Б. Г. Ананьев, А. Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, B. C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития [15].

Спиркин А. Г. [20] отмечает, что личность является самооценивающимся существом. По утверждению И. С. Кона [11] самооценки человека – это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я».

Бороздина Л. В. считает, что самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей [8, с. 99].

По А. Н. Леонтьеву [12] самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Наиболее точным представляется определение самооценки, данное В. С. Агаповым, который в своем исследовании придерживается следующей позиции: «самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает» [1, с. 68].

По мнению Г. М. Андреевой, самооценка является составляющей Я – концепции: «…Я – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Описательную составляющую Я – концепции часто называют «образом Я» или «картиной Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [3, с. 76].

Резниченко М. А. пишет: «Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду» [18, с. 152].

Имеющиеся различия в определении самооценки связаны в первую очередь с ее двуединой природой, включающей процессуально-динамический (порождение, развитие, функционирование самооценки, изучение ее мотивов и механизмов) и структурно-итоговый (самооценка как личностное образование, определяющее знания человека о себе) аспекты.

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека. При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких-либо факторов, сложно поддается коррекции [7]. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная же, наоборот, – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими [6].

Что влияет на развитие и формирование самооценки?

Бернс Р. выделяет три фактора формирования самооценки. Первый фактор, это сопоставление реального и идеального «Я»-образа. «Я» реальное, это текущее представление индивида о самом себе, то есть то, каким индивид себя сейчас видит. «Я» идеальное, это идеальное представление о себе, то, каким индивид хочет быть или то, каким он должен быть, как он сам считает. «Я» идеальное выполняет мотивирующую функцию, то есть она помогать человеку стремиться к чему-то достигать каких-то целей и при этом соответствовать определенным моральным требованиям и нормам. Чем меньше разрыв между реальным представлением о себе и идеальном, тем выше самооценка личности. Второй фактор, оценивать реакцию других людей. Если люди как-то реагирует не так, на человека, то и самооценка человека будет меняться. В-третьих, на самооценку личности влияют реальные достижения, то есть чем значительней достижения человека в той или иной области, тем выше его самооценка [5].

Рассмотрим другие факторы формирования самооценки.

Семейный фактор. Семья является важнейшей единицей общества, какие бы формы она ни принимала. По мнению большинства психологов, именно в первые пять лет жизни формируется структура личности и закладываются основы Я-концепции. Самооценка связана с размером семьи и старшинством детей. Стремление родителей поставить детей в подчинённое положение ведёт к снижению самооценки, и, напротив, в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью, у детей развивается высокая самооценка.

Возраст. С возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами. С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.

Межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке.

Оценка окружающих. Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как его оценивают окружающие, в особенности, если это коллективная оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных, соответственно, понижается [6].

Формирование самооценки начинается с раннего детства, когда мы можем говорить о закладывании в структуру личности общей самооценки, и продолжается всю жизнь, подвергаясь изменениям под влиянием внешних факторов, способствуя возникновению частных самооценок.

Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни любого человека. В том числе потому, что именно в этот период в контакте с родителями и сверстниками активнее всего формируется его самооценка.

Период подросткового возраста является значительным этапом в жизни, полным изменений в уровне самооценки индивидуума. Можно сказать, что этот период роста и развития является уникальным переходным периодом, который требует адаптации и изменений в самоопределении, которые подрывают чувство самооценки. Происходит также развитие сексуальной зрелости, переопределение социальной роли, когнитивное развитие, переходы между школами и появление сексуальности очень важны для формирования чувства самооценки подростка [4].

Несмотря на изменения чувств самооценки подростка в этот период, с глобальной точки зрения, образ индивидуума повышается в подростковом возрасте, при этом основное развитие чувства самооценки происходит между седьмым классом (13 лет) и одиннадцатым классом (18 лет).

Для многих подростков чувство самооценки формируется значительно из чувств самоуважения и личного удовлетворения, которые возникают из-за опыта в школе и их семьях, когда высокая самооценка подростков, связана с самопринятием и чувством соответствия и адаптации, которые чувствует подросток при его достижениях в значительных областях. Подростковый возраст является чувствительным периодом с эмоциональной стороны, на основе многих изменений, которые они проходят (физиологическая, школьная, семейная и социальная система). Положительное и сильное самовосприятие поможет им пройти через этот период, когда они защищены от лишних и опасных соблазнов, и пережить свой подростковый возраст как положительный и развивающийся опыт. С другой стороны, отрицательное самовосприятие и низкая самооценка могут ухудшить их способность справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются. Самооценка воспринимается и как предиктор, и как результат. Низкая самооценка помещает человека под угрозу эмоциональных и поведенческих расстройств, а также низкую самооценку, и также низкая самооценка связана с рискованным поведением, низкими достижениями и социальным отказом [9].

Одной из главных задач в подростковом возрасте является приобретение новых социальных способностей и личных навыков, предназначенных для подготовки подростка к роли взрослого [17]. Для многих подростков социальная интеграция и чувство принадлежности к группе сверстников являются основной потребностью в мире, и поэтому отношения с друзьями являются значительными пересечениями, которые подталкивают подростков к психологическому росту и социальной зрелости. В рамках перехода между школами в этот период, от начальной школы в среднюю, подростки расширяют социальную сеть группы сверстников и справляются с новыми межличностными вызовами. Друзья подростки разделяют друг с другом самые интимные мысли и чувства, и в результате они становятся чувствительными к потребностям и желаниям других. В рамках этого процесса они приобретают глубокое понимание другого и «самого себя».

Изучая качество отношений подростков со своими сверстниками, учёные обнаружили, что подростки, чьи отношения со сверстниками были более позитивными и менее негативными, сообщали о более высоких уровнях самооценки. С другой стороны, когда подросток в группе сверстников не получал положительного внимания и поддержки, подросток выражал негативное отношение к «себе», что способствовало низкой самооценке. Различные аспекты отношений с друзьями могут предоставить подросткам важную информацию о своих собственных неявных ценностях по отношению к другим и, таким образом, повлиять на их самооценку [15].

На формирование самооценки в подростковом возрасте влияют следующие факторы:

1. Отношения с родителями. Несмотря на то что, подростки в этот период не прислушиваются к их мнению, на подсознательном уровне забота родителей и их поддержка всегда важна. Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. На данный момент существует большое количество семей, в которых родители слишком мало уделяют времени и внимания детям, но взамен слишком много требуют от них, начинают обзывать, говорить грубости и в критичных случаях применяют физическое насилие. От этого подростки становятся замкнутыми, нерешительными и боятся высказать свое мнение, считая, что будет осуждение со стороны окружающих.

2. Референтная группа. Не стоит забывать о том, что в развитии самооценки подростка участвуют не только родители, но и его друзья, с которыми в данный период ребенок проводит больше всего времени. Очень важно исключить из своей жизни таких друзей, которые понижают самооценку подростка. При общении именно с такими людьми подросток может не замечать, того, что они негативно влияют на его мировоззрение и на формирование его личности, поскольку думает, что друзья хотят ему помочь и желают только самого лучшего. Отчасти, в зависимости от того с какими друзьями встретится человек на жизненном пути будет зависеть его дальнейшая жизнь.

3. Школа, досуговая деятельность. Первостепенно на уровень самооценки подростка будет оказывать влияние его успешность в процессе обучения и внеурочной деятельности. Вследствие получения ребенком положительных результатов своей деятельности, вера в собственные силы будет возрастать, самооценка будет укрепляться [4].

Самооценка играет огромную роль в формировании личности подростков. В этой связи необходимо оказывать помощь подросткам в её формировании. Прежде всего, это касается родителей подростков и учителей.

Подростковый возраст является неспокойным временем в становлении физиологического и психологического облика человека. В этот период формируется «Я-концепция», созревают моральные принципы, появляется чувство взрослости, выходит на новый уровень половая идентификация подростка [15]. Подобные перестройки и изменения в личности ребенка порождают изменения самооценки и могут приводить к повышению уровня тревожности.

Различают понятия «тревога» и «тревожность». Тревогу принято рассматривать, как состояние и анализировать, как процесс (рассматриваются этапы ее возникновения, развития, состояние нарастания тревоги). Особое значение в этом свете приобретает восприятие индивидом физиологического возбуждения. Понятие «тревожность» используется для обозначения явления в целом.

Тревожность – как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности подростка мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям [7]. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

В подростковом возрасте самооценка тесно связана с процессом осознания себя как личности. В этот период подросток занят постоянным сравниванием себя и своих качеств с другими людьми и чаще всего со своими сверстниками. В этот период и появляется тревожность - ощущение напряжения, озабоченности, нервозности и переживается в виде чувства неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи. Это может означать, что тревожность влияет на самооценку подростков.

Мы провели исследования, использовав следующие методики: тест – опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева; методика Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина «Шкала тревоги»; ранговая корреляция Ч.Э. Спирмена.

В экспериментальном исследовании участвовало 26 учеников 9 класса. Анализ результатов исследования, выявил следующие данные:

По результатам проведенной методики, Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин «Шкала тревоги», мы отразили ситуативную и личностную тревожность респондентов на рисунках 2.1 и 2.2 ниже в процентном соотношении.

Рис. 2.1 Сравнительный результат ситуативной тревожности респондентов в процентном соотношении

Рис. 2.2 Сравнительный результат личностной тревожности респондентов в процентном соотношении

Мы выявили, что у респондентов высокая степень ситуативной тревожности составила 34,61% (9 человек). У данных респондентов возникает тревога при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Умеренный уровень составил 34,61% (9 человек). Это говорит о том, что они испытывают умеренную тревожность и справляются с ней. Низкую степень ситуативной тревожности составило 30,76% (8 человек). Эти респонденты не испытывают данную тревожность, устойчивы к стрессу.

Респонденты испытывают высокую степень личностной тревожности – 42,30% (11 человек). Респонденты склонны воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. Умеренную степень составило 38,46% (10 человека). Они менее тревожные личности. Низкую степень личностной тревожности имеют 19,23% (5 человек). Эти респонденты уверенно чувствует себя в любых ситуациях.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Результаты в процентах, изложены на рисунке 2.3, по опроснику «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва.

Рис. 2.3 Результаты по опроснику «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва в процентах.

Показали следующее: высокий уровень самооценки имеют 11,53%, при котором респонденты, как правило, не отягощены сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;

Средний уровень самооценки – 26,92%. Респонденты с таким уровнем самооценки время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивая себя и свои способности без достаточных на то оснований.

Низкий уровень самооценки составил 61,53%, при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

При помощи ранговой корреляции Спирмена Ч. Э. мы выявили взаимосвязь между уровнем самооценки и тревожностью. Результаты изложили в таблице 2.3 ниже.

Таблица 2.3

Ранговая корреляция Ч.Э.Спирмена

Ранговая корреляция выявила прямую взаимосвязь. Это объясняется тем, что чрезмерная тревожность сильно влияет на эмоциональное состояние человека, мешая ему взаимодействовать с окружающим миром, особенно это касается подростков.

В ходе исследования, мы убедились, что чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка.

Большое влияние на формирование самооценки оказывают ряд факторов: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализуемость и статус и т.д. Самооценка – это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Библиографический список

1. Агапов B. C., Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: дис. д-ра психол. наук – Москва, 2018. – 495 с.

2. Ананьев Б. Г., Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2018. – 384 с.

3. Андреева Г. М., Социальная психология/ Г. М. Андреева. – Москва: Наука, 2019. – 261 с.

4. Бильданова В. Р., Самооценка и ее выраженность в подростковом возрасте / В. Р. Бильданова, Г. Ф. Ахметова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 1. – С. 142.

5. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. Переизд.– Москва: Прогресс, 2018. – 123 с.

6. Битянова М. Р., Социальная психология / М. Р. Битянова. – Москва: Просвещение, 2019. – 340 с.

7. Большой психологический словарь / Авдеева Н. Н. и др.; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2019. – 811 с.

8. Бороздина Л. В. Что такое самооценка / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 2018. – № 4. – С. 99-100.

9. Волкова С. А., Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся/ С. А. Волкова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 3. – С. 63-64.

10. Гольева, Г. Ю. Изучение влияния тревожности на самооценку детей школьного возраста / Г. Ю. Гольева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – 69 с.

11. Кон И. С., Проблема «Я» в психологии / И. С. Кон // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. – Самара: БАХРАХ-М, 2018. – С. 45-96.

12. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьева. Переизд. – Москва: МГ, 2018. – 576 с.

13. Липкина А. И., Самооценка школьника / А. И. Липкина. Переизд. – Москва: Знания, 2019. – 64 с.

14. Мухина В. С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2020. – 456 с.

15. Немов Р. С., Психология / Р. С. Немов. – Москва: Академия, 2018. – 557 с.

16. Реан А. А., Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – Санкт-Петербург: Прайм, 2018. – 656 с.

17. Робертс С., Воспринятые семейных договорённостей и договорённостей между сверстниками и самооценка среди городских молодых подростков / С. Робертс // Журнал раннего подросткового возраста. – 2020. – 92 с.

18. Резниченко М. А., Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы / М. А. Резниченко // Вопросы психологии. – 2019. – № 3. – с. 35.

19. Рытченко Т. А., Психология отношений / Т. А. Рытченко – Москва: ГУЭСИ, 2018. – 154 с.

20. Спиркин А. Г., Философия / А. Г. Спиркин. – Москва: Гардарики, 2018. – 201 с.
2023