НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Андреева Т.Г. Организация работы по музыкальному воспитанию дошкольников игровыми методами

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf


Игровые методы − это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков.
Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности. К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.
Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
•               Игры для развития ладового чувства, способствующие узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра («Зайки», «Три цветка», «Волшебный телевизор», «Мажор-минор», «Море», «Солнышко и тучка», «Светофор», «Ромашка», «Чудесная стрелка», «Звезды», «Наши песни», «Волшебный волчок», «Кто подошел к теремку», «Песня-танец-марш», «Цвет-настроение», «Чудесный мешочек» и т.д.).
•               Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений, связанные с различением и воспроизведением звуковысотного движения («Птица и птенчики», «Курицы», «Часы», «Матрешка шагает», «Где мои детки?», «Три медведя», «Курица и цыплята», «Кто в домике живет?», «Ступеньки», «Лесенка», «Ученый кузнечик», «Кого встретил колобок?», «Труба», «Качели», «Три поросенка», «Сколько нас поет?» и т. д.).
•               Игры для развития чувства ритма, основанные на способности активно и двигательно переживать музыку, отображать соотношения звуков по длительности с помощью наглядных средств («Веселые дудочки», «Определи по ритму», «Короткие и длинные звуки», «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Зимняя роща», «Волшебные дудочки», «Сложи песенку», «Определи по ритму»)
На занятиях по слушанию музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, что способствует развитию ладового чувства. Для того чтобы ребенок мог сопоставить музыкальные образы и лучше понимал музыкальное произведение, применяем музыкально-дидактических игры, которые дают возможность детям прослушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме несколько раз. Такие игры, как «Три танца», «Песня. Танец. Марш», «Три марша» способствуют расширению представлений у детей о жанрах музыки. Помогают в развитии умения узнавать знакомые произведения следующие музыкально-дидактические игры: «Наши песни», « Волшебный телевизор», «Назови композитора», «Волшебный волчок» и др. Для того, чтобы совершенствовать навык различения характера музыки у воспитанников используются игры «Солнышко и тучка», «Маленькая фея», « Три цветка», « Зайцы», « Что делают дети?» и др. С помощью таких игр, как «Море», «Нарисуй песню», «Цвет – настроение», « Какую линию выбрать?» дети могут выразить характер музыки не только через цвет, но и даже посредством графических линий.
Большое внимание в своей работе уделяем развитию у детей музыкально – слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения в музыке.
Способствуют совершенствованию умения различать направление мелодии следующие игры: «Лесенка», «Ступеньки», «Ученый кузнечик», «Матрешка шагает» и т. д. Помогают детям научиться различать высоту двух и более звуков игры «Сколько нас поет?» «Три поросенка», « Музыкальное лото», «Птица и птенчики», «Курица и цыплята», « Курицы» и др. А с играми «Кого встретил колобок?», « Кто поет?», «Три медведя» у детей быстрее развивается понятие о регистрах.
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха помогают в развитии и певческих навыков, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы и помогают научить детей петь выразительно. Например, чтобы петь и интонировать чисто очень часто нами используются игры, основанные на певческом материале Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь» («Качели», «Часы», «Труба», «Бубенчики», и т.д.).
Дети очень любят подражать различным игрушкам и поэтому в музыкально-дидактических играх используются игрушки, театральные куклы. Разучивание движений с помощью игровой формы, помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. Если обучение музыкально-ритмическим движениям и танцевальным элементам осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий, разучивание танцев проходит более успешно.
Использование музыкально-дидактических игр, связанных с отображением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, с помощью наглядных средств, например таких, как «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Сложи песенку», «Волшебные дудочки», «Зимняя роща», «Прогулка», «Кто как идет» и т.д приводит к процессу развития чувства ритма и умения точно его воспроизводить. Для совершенствования способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и навыка передачи смены характера музыки с помощью движений используем следующие игры: «Труба и барабан», «Жмурка с мишкой», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «К нам гости пришли», «Веселый поезд», «Карусель»и др.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития музыкальных способностей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей. Таким образом, большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту воспитателя и музыкального руководителя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей.
Формы работы с педагогами:
•          педагогические советы;
•          семинары-практикумы;
•          консультации;
•          проведение открытых мероприятий;
•          мастер-классы.
Необходимо убеждать родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Успешная работа по развитию музыкальных способностей детей может быть достигнута при тесном взаимодействии с родителями детей, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому Формы работы с родителями разнообразны.

Формы работы с родителями:

•          проведение открытых мероприятий;
•          беседы;
•          лекции, доклады;
•          консультации;
•          оформление стендов и буклетов;
•          статьи в газете ДОУ «Аленький цветочек»;
•          мастер-классы.
•          Организация предметной развивающей среды.
Очень важную роль играет оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальным сопровождением, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.
Музыкальные занятия в Детском саду построены согласно общим задачам музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по плану. При этом учитывается, что структура и содержание занятий должны быть интересными и разнообразными, с использованием различных методик, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понимать основные принципы музыкальной грамотности.
Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Использование музыки в дидактических играх и в учебных пособиях на занятиях дает возможность провести его максимально содержательно и интересно. В играх, дети быстрее изучают требования программы по развитию пения и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие чувства лада, музыкально-слуховых выступлений и чувства ритма, то игры и пособия квалифицированы на этой основе. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что в них предлагаются определенные правила игровых действий или сюжета. Музыкально-дидактические игры и дидактические пособия в процессе слушания приводят детей к узнаванию знакомых мелодий и характера музыки, а также смены настроений в определенных частях произведения. Музыкально- дидактические игры и дидактические пособия способствуют развитию ладового чувства у детей.
Для изучения музыкальных инструментов: Игра «Отгадай, что делает кукла», «Солнышко и дождик», «Найди игрушку», «Музыкальный телефон», «Чудесный колпачок», «Волшебный мешочек».
Таким образом, игры и пособия по развитию музыкального и слухового представления, связанны с выявлением различия в воспроизведении звуковой высоты движения.
Дети любят игры, которые включают в себя воспроизводство мелодий с голосом или музыкальным инструментом. Итак, игры можно играть во время пения. Эти игры позволяют учиться дошкольникам петь выразительно.
Для чистой интонации применяют следующие игры:
1."Бубенчики", " Лесенка-чудесенка ". Они учат распознавать звуки по высоте звучания.
2." Музыкальное лото", помогает определить песню по вступлению. Эта игра направлена на то, чтобы закрепить знакомые песни.
3.Игра " Подумай и ответь ". Игра направлена на развитие способностей различать звуки высокого, среднего и низкого регистров.
4. "Угадай-ка", "Где мои дети", "Кто пришел в гости", "Громкая, тихая музыка" и др.
Возможность чувствовать и ощущать музыкальную выразительность музыки говорят о необходимости использования музыкальных и дидактических игр и пособий, которые связаны с воспроизводством ритма.
Дидактические игры, где выполняются творческие задания наиболее применимы. Так, используют следующие музыкальные инструменты в игре "Кого зовет музыка ":
- металлофон;
- дудочка;
- бубен;
- ложки.
Игра «Научи матрешек танцевать», «Игры с картинками», «Прогулка», «Повтори ритм», «Колпачок и палочка», «Дирижер», «Девочки и мальчики», «Игра с бубном», «Этот удивительный ритм», «Гусеница», «Божьи коровки» развивали чувство ритма.
На развитие чувства ритма использовались игры «Я иду с цветами», «Часы», «Волк и козлята». Музыкально-дидактические игры и пособия включают в себя разное сочетание методов музыкального воспитания. При этом применение разных упражнений дают возможность поддерживать у детей интерес к деятельности, а также более интересно ее проводить и осуществлять ее более увлекательно.
Среди сюжетно-ролевых игр основное место занимают такие игры как: «Музыкальные занятия» и «Концерты». Эти игры я провожу в результате накопленного опыта дошкольников. Этот опыт накапливается на основе наблюдения за работой воспитателя и музыкального руководителя, в непосредственно образовательной области «Музыка».
Играя в сюжетно ролевую игру «Музыкальное занятие», ребята сами распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют поведение и интонации взрослых.
В сюжетно ролевой игре «Концерт» дети - «артисты», для своих одногрупников «зрителей», с непременным участием ведущего организуют чередование различных «номеров». Для этой сюжетно ролевой игры были приготовлены костюмы, музыкальные инструменты, дети вместе с воспитателем нарисовали билеты на концерт.
В организованной мною сюжетно ролевой игре дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, трещотках, дудочках, ложках, бубнах, барабанах, треугольниках. На этих инструментах исполняют песенки, попевки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, сочиняют свои. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяются по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» приобщаясь тем самым к коллективной импровизации в ансамбле.
Одну из интересной сюжетно ролевой игры можно назвать «Оркестр»: дети под моим руководством выбирают дирижёра и музыкантов, которые исполняют несложные песни или русские народные мелодии. Для знакомства с русским народным оркестром и его музыкальными инструментами я пользуюсь книгой «Оркестр русских народных инструментов» Ю.А. Васильева, А.С. Широкова.
Обучение игре на музыкальных инструментах, я провожу не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в индивидуальной работе. Вместе с воспитателем в группе оформили музыкальный уголок с музыкальными инструментами. Дети часто подходят к этому уголку изучают инструменты, отстукивать разный ритм и в старшем дошкольном возрасте они уже научились классифицировать инструменты по группам: ударные, духовые, ударно-клавишные, струнные. Для музыкального развития дошкольников значительными являются игры, в которых отмечаются творческие проявления.
Такой игрой стала сюжетно ролевая игра «Музыкальный магазин» - это сюжетно ролевая игра с самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Я выступаю в роли продавца- консультанта, музыкального магазина, в котором продаю музыкальные инструменты. Как продавец я рассказываю о каждом музыкальном инструменте покупателю. Дети – покупатели при покупке проверяют на звук музыкальный инструмент, поют песню, играют на нём любую мелодию, отстукивают ритмический рисунок, определяют на слух звучание того или иного музыкального инструмента.
С большим удовольствием дети играют в сюжетно ролевую игру «Студия звукозаписи».
Дети записывают в «Студии звукозаписи» песни для своей мамы или друга. Нами была исполнена роль продюсера « Студии звукозаписи» руковожу и направляю детей на правильное исполнение песни. Для этой сюжетно ролевой игры я готовлю атрибуты – это микрофоны, наушники, фонограммы песен, музыкальный центр. Дети поют в микрофоны, а я им включаю соответствующую песню. Формы организации сюжетно ролевых игр многообразны. Наши дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.
Творческая и последовательная работа музыкального руководителя и воспитателя в воспитании дошкольников, наличие у детей в группах разнообразного оборудования для организации сюжетно ролевых игр, использование технических средств, выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное приподнятое настроение, способствует их эстетическому развитию дошкольников.
Подводя, итог всего вышеперечисленного я могу сказать, что музыкальный руководитель принимает непосредственное и самое активное участие в развитии сюжетно-ролевых игр.
Игровые приемы обучения способствуют повышению интереса детей к восприятию музыкальных произведений в ходе непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности, организованной воспитателями и в повседневной жизни семьи. В процессе использования музыкально-игровой деятельности не только осуществляется музыкальное воспитание, но и формируется полноценная, гармонично развитая личность ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. − 2-е изд., дораб. – Москва: Просвещение, 2002. – 160 с.
Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва: Знание, 1985. – 416 с.
Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – Москва: Мозаика-синтез, 2015. – 88 с.
Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя / Н. Г. Кононова. – Москва: Просвещение, 2013. – 308 с.
Роот, З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: пособие для музыкальных руководителей / З. Я. Роот. – Москва: Айрис-Пресс, 2014. – 64 с.
2019