НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркина О.Н. Формирование фонематического слуха у детей среднего возраста через игру

Библиографическое описание:

Маркина О.Н.Формирование фонематического слуха у детей среднего возраста через игру // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Перед детьми среднего возраста встает необходимость освоения новых компетенций. Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух звуки (фонемы), из которых состоит наша речь – называется фонематическим слухом.

С раннего детства мы учили ребенка выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как – гласные и согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) звуки. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму необходимо начинать с формирования фонематического восприятия и развития навыков звукового анализа. Я представлю наиболее эффективные игры, которые помогают детям развить слуховое внимание и фонематический слух.

Игры, развивающие слуховое внимание

«Жмурки с колокольчиком»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз.

«Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик, переливает воду, стучит ложечкой по стакану и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Что за машина?»

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

«Солнце или дождик»

Взрослый тихо звенит бубном (солнце светит), ребенок бегает по комнате, играет, если громко (начинается дождь) – прячется от дождя. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Угадай, кто сказал».

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы им текста, меняя высоту голоса, подражая или

Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры, развивающие фонематический слух

«Эхо»

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ и повторить звук. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Цепочка»

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [к]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

«Кто первый?»

Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у], [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

«Шутки – минутки»

Взрослый читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляют её. Например:

Хвост с узорами, сапоги со шТорами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин Том.

За окошком зимний сад, там листочки в Бочках спят.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет Мёд.

КОт плывет по океану, кИт из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный Лук с длинными усами.

«Так ли это звучит?»

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Например: врач - грач, роса - роза, плод - плот, дрова – трава.

«Паровозик»

Взрослый предлагает ребенку помочь птицам и животным «сесть» в вагоны (можно использовать игрушки или картинки с изображением животных и птиц). В первый вагон должны «сесть» те, названия которых начинается со звука, например, [н], во второй –звук [н] – в середине слова, в последний вагон – чьё название оканчивается звуком [н]. Пример: носорог – ворона – слон.

«Разложи вещи по полкам»

На первую полку положи картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова, на вторую - в середине, на третью – в конце.

«Поймай рыбку»

Вытащив «рыбку», ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых состоит её названия.

Таким образом, сформированное через игру умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Библиографический список:Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха детей 4 – 5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. - Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Ювента, 2013.

Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей/ О.С.Ушакова, А.Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 2020.

Развитие речи детей 3 – 5лет. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
2023