Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Самые яркие эмоциональные впечатления дошкольников вызывает игровая деятельность, которая является в дошкольном возрасте ведущей и движет развитием ребенка. А непосредственно, включаемая в повседневную игру театрализация с экологическим направлением, как раз и позволяет «войти в жизнь другого существа изнутри». Отсюда такой синтез: воспитание экологической культуры через театрализованную игровую деятельность. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, необходимо способствовать повышению качества дошкольного образования, осуществляя образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов по всем образовательным направлениям: «Физическая культура», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», и «Художественно-эстетическое развитие». Играя с детьми в театрализованные игры экологического содержания, можно решить задачи по развитию и воспитанию ребенка по всем образовательным направлениям. Так, в области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ развитие», играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведением и повадками животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды. Получает знания о последовательной смене сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические театрализованные игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами. Ценность детской театрализованной деятельности заключается еще и в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ развитие»). Дети сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют в своих играх взрослых, героев литературных произведений. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Особое значение приобретают театрализованные игры с экологическим смыслом потому, что они помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире и природе; повышают общую культуру ребенка, приобщают его к духовным ценностям; совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания, побуждают к созданию новых образов. Разыгрывая различные сценки, сказки, диалоги экологической направленности, нужно стараться донести до ребят, что в природе все живое, и у каждого растения, камня, животного есть свои истории жизни и свои тайны. В процессе общения детей с природой в игровой форме развивается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости. Ребенок должен понять, что человек - это частица окружающего мира и, что заботясь об окружающей природе, он тем самым способствует сохранению своего здоровья и безопасности. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи (область «РЕЧЕВОЕ развитие»), так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Знакомя детей с литературными произведениями экологической направленности, где есть диалог и несколько персонажей, получаем возможность использовать их для игры в театр, для закрепления, уточнения знаний о природе своего края, о животных и птицах, их внешнем виде, повадках, среде обитания, разных особенностях и интересных фактах. Детей привлекают стихи о временах года, рассказы, загадки, пословицы, поговорки. Образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества героев или явлений, усилить эстетическое восприятие природы. Театрализованная деятельность создаёт условия и для развития творческих способностей. Изготовление масок, атрибутов, декораций, элементов костюмов дает повод для изобразительного творчества детей. (Область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ развитие»). Дети рисуют, лепят, вырезают, наклеивают, помогают взрослым украсить помещение, расставить декорации, подготовить все для игры в сказку. Все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла, когда все изготовленные вместе с педагогами атрибуты, находят применение в театрализованных представлениях. А использование во время театрализованных постановок музыкальных произведений, как классических, так и современных, является неисчерпаемым источником развития переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству музыкальных произведений, заставляет более глубоко прочувствовать разыгрываемые события. Возлагая на ребенка разные роли театральных постановок, заставляем его менять свое поведение в зависимости от выбора персонажа, его характера, повадок, согласно сюжета. Движения зайчика не похожи на движения лисы. Развитие двигательной активности, психофизических качеств, совершенствование всех видов основных движений, ориентировка в пространстве – все эти решаемые задачи образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» реализуются во время инсценировок и театрализованных спектаклей. При осуществлении экологического воспитания с помощью театрализованной деятельности необходимо соблюдать интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь всех образовательных областей во время непосредственно образовательной деятельности и во время совместной деятельности с детьми и позволяет активизировать познавательный интерес детей, включая исследовательскую деятельность и моделирование, музыку и изобразительную деятельность, физическую культуру, игру, литературу, и т.д. Именно такой подход осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка. Таким образом, характерным признаком, отличающим данный подход к экологическому воспитанию, является то, что через театрализованную деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций, воспитывается художественный вкус, интерес к музыке, ребёнок учится лучше понимать окружающий его мир. А значит, развитие ребенка идет по всем образовательным направления. Итогом работы по формированию экологической культуры дошкольников через театрализованную деятельность можно считать следующие достижения: у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные природные явления. Воспитывается умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети начинают осознанно выполнять нормы и правила поведения в природе. Повышается качество игр - имитаций разных животных и героев литературных произведений. У дошкольников достаточно активно развиваются высшие чувства – интеллектуальные, эстетические, моральные. Формируются высшие эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других). Повышается самооценка.
Литература
1. Газина О. Играя, изучаем природу // Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1995. 2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. 3.