Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Дубошина М.А. Методическая разработка воспитательного проекта "Детские песни о главном"

Библиографическое описание:

Дубошина М.А. Методическая разработка воспитательного проекта "Детские песни о главном" // Образовательный альманах. 2023. № 2 (64). URL: https://f.almanah.su/2023/64.pdf.

Пояснительная записка. Нынешнее поколение недостаточно знает историю своего народа, не может прочувствовать и сберечь хрупкую связь времен, не понимая истинных ценностей. Задача педагога не призывать к патриотизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к своей семье, месту рождения, дому. Ключом же к уважению, пониманию истинных ценностей, являются уроки музыки и музыкальные внеклассные мероприятия, на которых дети учат и исполняют детские, патриотические, революционные, военные произведения прошлых лет: «Взвейтесь кострами», «Гайдар шагает впереди», «Солнечный круг», «Учат в школе», «Орленок», «Враги сожгли родную хату» и др.

Актуальность и практическая значимость. С развитием новых технологий в наше время перед молодым поколением встаёт очень много задач и проблем. Для того чтобы справиться с ними, необходим творческий подход. И первостепенная (актуальная) задача педагога - научить ребят использовать все достижения современного общества во благо себе и окружающим; найти возможность, придумать способы в тандеме с родителями воспитывать всесторонне развитого коммуникабельного гражданина нашей страны.

Исходя из сказанного, можно определить проблему: каким образом влиять на развитие и среду воспитания подрастающего поколения? Важно, что многие факторы действуют на детей в совокупности, в сложной структуре развития. Важным элементом проекта является работа по формированию гражданственности. В этом заключается новизна проекта.

Гражданин – это, прежде всего человек неравнодушный, знающий, любящий свою Родину и ценящий культурное наследие своих предков. Государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но еще и уважением к достижениям наших предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.

Не зная или забывая свою великую историю, мы можем утратить национальное достоинство и самобытность. Человек, воспитанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для проживания он ни выбрал.

Отличительные особенности проекта, принципы. В программе проекта большое внимание уделяется развитию творческих способностей. Творчество – направленная деятельность, отмеченная оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и предусматривающая формирование новых свойств, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также осознание собственных возможностей во всех областях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. В центре внимания - ребенок, его творческие силы.

Создание оптимальных условий для развития личности ученика на основе творчества, взаимосотрудничества, диалога и толерантности тесно связано с пробуждением у детей интереса к познавательной деятельности, воспитанию нравственных качеств личности. Приоритетным направлением развития деятельности стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Кроме этого, при реализации программы проекта «Детские песни о главном» используются и другие принципы: связи с жизнью, как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений, и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой; соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся; доступности, определяемой структурой учебного плана проекта, способом изложения научных знаний, порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов, а также способами овладения практическими умениями и навыками; творческий, развивающий характер обучения; сочетание коллективного, группового и индивидуального характера обучения; активность и самостоятельность обучающихся в работе.

ФГОС общего образования очень четко определяет, в каком направлении должны работать педагоги в деле воспитания подрастающего поколения.

Новое поколение должно ориентироваться на знания, использование новых технологий, иметь установку на рациональное использование своего времени, иметь активную жизненную позицию, эффективное социальное сотрудничество и здоровый, творчески-активный образ жизни, направлять свой жизненный потенциал на благо Родины.

В своей педагогической деятельности для достижения указанных результатов я сделала акцент на организацию продуктивной, творческой деятельности обучающихся через организацию работы детского творческого объединения «Детские песни о главном».

Цель – формирование гражданско-активной личности учащихся, готовой к развитию в эстетическом, интеллектуальном и нравственном направлении, с чётким пониманием современных социальных условий.

Задачи: 1. Воспитательная – создание творческого коллектива учащихся, готового к развитию в художественно-творческом и гражданско-патриотическом направлении.

2. Учебная – обеспечить раскрытие способностей обучающихся в области творчества.

3. Развивающая – способствовать формированию навыков организации самостоятельной творческой и организации сотрудничества со сверстниками и взрослыми при выполнении коллективно-творческой деятельности.

Нормативно-правовая и документальная основа. Данный проект соответствует действующим нормативно - правовым актам и государственным программным документам:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1;

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении введений в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

· Устав образовательной организации;

· Примерные программы по учебным предметам.

Особенности возрастной группы, режим занятий. Данный проект в настоящее время реализуется в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 3-11 классов. Каждый обучающийся в рамках участия в работе объединения «Детские песни о главном» посещает ряд курсов. В рамках реализации каждого модуля формируются разновозрастные группы и (или) группы из обучающихся одного класса. С учетом возрастных особенностей обучающихся целесообразно включение в одну группу обучающихся: 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов.

Реализуемые модули (курсы):

Прогнозируемые результаты с учетом УУД. В данном проекте заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

· чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

· уважительное отношение к культуре других народов:

· эстетические потребности, ценности и чувства

· развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

· развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Личностные УУД:

- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Метапредметные результаты:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации:

1. Регулятивные УУД:

- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей;

- умение действовать по заданному алгоритму;

- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.

2. Познавательные УУД:

- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- умение выделять главное и второстепенное в тексте;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3. Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- умение договариваться, находить общее решение;

- умение «слышать другого»;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.

Предметные результаты:

В результате внеурочной деятельности «Военно-патриотическая песня» у обучающихся будут сформированы:

- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре народов;

- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Используемые формы и методы организации процесса. Эффективность применения данной формы работы модулей определяется соблюдением следующих условий:

1. Возможность права выбора ребенком освоения любого из курса (модуля) проекта или их сочетания.

2. Четко продуманный алгоритм работы на курсе (модуле);

3. Дифференцированный подход к выбору модуля каждым участником проекта в зависимости от его способностей и возможностей.

4. Индивидуальный подход к каждому участнику в раскрытии его творческого потенциала.

5. Систематизация полученных новых знаний учащихся, формирование их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы через метапредметные связи (индивидуальные и групповые формы работы, научно-исследовательская и проектная деятельность, тематические экскурсии, сводный школьный хор, социальные проекты, экологические проекты).

При реализации учебной программы предусмотрены следующие методы:

1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к данному курсу (учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, поощрения, порицания).

3.Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы.

Используются различные формы учебной деятельности во время освоения данного курса:

1. Общеинтеллектуальные:

· Разработка проектов.

2. Оздоровительные:

· Проведение бесед по охране и сохранению здоровья.

3. Социальные:

· Беседы, наблюдения, опыты.

Практикумы, концерты.

Формы работы с родителями: развитие творческих способностей у родителей, Вовлечение в творческую работу совместно с детьми, индивидуальные консультации по вопросам курса.

Форма работы органов самоуправления каждого модуля программы: совет учащихся ответственных за связи с общественностью, совет учащихся ответственных за поиск конкурсов.

Формы и виды контроля. С целью оценки достижения планируемых результатов проводится мониторинг в три этапа:

1 этап – стартовый (для обучающихся, участвующих в работе объединения первый год – 3 классов). На данном этапе проводится изучение сформированности личностных качеств. Данное изучение необходимо для отслеживания динамики личностного роста в ходе реализации проекта.

2 этап – промежуточный (при переходе из младшего звена в среднее, для учащихся 5 классов).

3 этап – итоговый (для обучающихся, завершающих работу в объединении, для обучающихся 9,11 классов).

Воспитательные - наличие позитивного личностного роста обучающихся или (и) наличие стабильно высоких личностных результатов у 100% обучающихся.

Учебные - 100% обучающихся владеют навыками вокала, хорового исполнения, музицирования.

100% обучающихся выполнили проектные и исследовательские работы по тематике изученных модулей.

100% обучающихся имеют опыт участия в отчетных мероприятиях объединения и не менее 30% обучающихся имеют опыт участия в мероприятиях, организованных вне работы объединения.

Развивающие - наличие положительной динамики способности к организации самостоятельной и групповой творческой деятельности у 100% обучающихся.

Содержание образовательной деятельности по программе.

1.Модуль «Вокальное пение». Петь любят и хотят практически все. Занятия вокальным пением очень важны. Это дополнительная возможность закрепить и реализовать багаж знаний, полученный детьми на уроках музыки. Занятия вокальным пением осуществляют основные задачи педагогической направленности: развитие чувства ритма, музыкальной памяти, внимания, воображения. Но наряду с этим – уважение и признание певческих традиций и духовного наследия. Занятия вокалом ставят перед собой задачу не только научить ребёнка максимально правильно интонировать, но и дать возможность ребятам понять музыку через песню, почувствовать её, научиться «проживать» музыкальное произведение. Данный модуль предусматривает занятия по «постановке» песен. Воспитанники «вокального» курса принимают участие во всех школьных мероприятиях, становятся участниками районных, зональных, областных, всероссийских и международных конкурсов.

2. Модуль «Сводный хор «Пою о Родине»». Не случайно внеурочные занятия хорового пения для детей 5-11 классов назван «Сводный хор «Пою о Родине». Эти занятия имеют не только художественно-эстетическую, но и патриотическую направленность. Основная форма организации занятий – групповая, но применяется и индивидуальный подход к детям. Программа данного модуля включает в себя занятия разных типов: создание фонотеки по определённой тематике музыкального материала;

самостоятельная групповая работа по подбору фонограмм патриотической направленности; вокально-хоровая работа.

Основной подход к проведению занятий строится на синтезе творческих идей самих обучающихся. Ребята активно работают над исполнением песенного репертуара. Каждое музыкальное произведение рассматривается как основа для наглядного показа, отражающая патриотические и культурные взгляды сегодняшнего молодого поколения. Занятия в хоре построены так, чтобы каждый её участник осознавал себя гражданином России, испытывал чувство гордости за свою Родину.

3. Модуль «Шумовой оркестр». Данный модуль имеет художественно-эстетическую направленность, ориентирован на воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям музыкальной культуры, обучение игре и технике на шумовых инструментах и более полное развитие у детей уже имеющихся музыкальных способностей.Занятия направлены, прежде всего, на: развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования; обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Занятия рассчитаны для учащихся 3-4 классов. По окончании курса дети приобретают следующие способности: звуковысотных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной памяти и слуха, знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация), овладение элементарными теоретическими знаниями.Посещающие модуль «Шумовой оркестр» отличаются от своих сверстников выдержкой и целеустремленностью. Умением концентрировать свое внимание, у них хорошо развита память, фантазия, творческие способности, музыкальный вкус, культура общения в коллективе.

4. Модуль «Научно-исследовательская и проектная деятельность». Организация поисково-исследовательской и проектной деятельности учащихся является очень действенным педагогическим инструментом, как в деле обучения, так и деле воспитания. Обучающиеся, вовлеченные в поисково – исследовательскую деятельность, не только изучают и исследуют определенную сферу, но и раскрывают свой творческий потенциал. В рамках работы данного модуля учащиеся осваивают основные этапы и принципы проведения исследования, и, разумеется, проводят исследование по выбранной теме. Учащиеся имеют возможность выбрать любую тему, связанную с музыкальным искусством и на экологическую тематику, руководствуясь своими интересами и желаниями. Однако к работам учащихся предъявляются следующие требования: результат работы должен быть интересен и полезен, а также должен быть доступен всем заинтересованным в нем людям. Лучший способ сделать продукт доступным всем желающим – это создать его в электронном виде. В рамках работы данного модуля учащиеся имеют возможность приобретать опыт публичных выступлений, демонстрировать собственную успешность.

5. «Экологический» модуль.
Одним из методов формирования экологической культуры обучающихся - экологическое волонтёрство, где учащиеся применяют свои знания на практике и вырабатывают собственные эффективные способы помочь природе. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней. Участие ребят в волонтерском движении, позволяет им проявить свою активную гражданскую позицию, реализовать свои инициативы, закрепить и развить свои профессиональные навыки, а также позволяет им разнообразить и наполнить полезным содержанием свой досуг, реализовать свои интересы и потребности.Данный модуль вовлекает учащихся в трудовую деятельность по благоустройству школьной территории, принимать участие в субботниках по уборке и озеленению. Для достижения планируемых результатов данного модуля предлагается организовать работу по привлечению к сотрудничеству родителей обучающихся, что обеспечивает единство воспитательных целей и задач, поставленных перед семьей и школой.

6. Модуль «Экскурсия «Моя Родина»». Познавательные экскурсии – это сильное средство образовательного и воспитательного просвещения учащихся. Целью таких мероприятий является ознакомление детей с историей, природным наследием и культурой родного края, развитие духовности, эстетического вкуса, а также формирование патриотизма и любви к Родине, что в свою очередь играет не маловажную роль в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Походы по памятным местам, встреча с героями войны, ветеранами и тружениками тыла заставляют учащихся переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле.Экскурсии расширяют кругозор воспитанников, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают им ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Для реализации всех запланированных мероприятий в рамках работы в модулях очень важно взаимодействие с социумом: с сотрудниками домов культуры, музыкальной школой, центром «Семья», детскими садами, а также с жителями района.

Воспитательный проект «Детские песни о главном» направлен на эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям, на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий обучения. Предметы «Музыка», «Искусство» необходимо сделать интересными и привлекательными для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные связи.

Знания, получаемые во время проекта, помогают повысить значимость гражданско-патриотического воспитания детей, формируют их патриотические чувства. Родители и ученики убеждаются в том, насколько значима тема изучения патриотических песен, насколько сплачивает совместная деятельность родителей и детей в воспитании будущих граждан своей страны. Все этапы проекта проходят через разные виды деятельности, используется развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку.

Методическое и информационное обеспечение

1. Актовый зал с наличием сцены

2. 24 компьютера с выходом в Интернет.

3. Экран, проектор

4. Театральные атрибуты (бутафория, костюмы).

5. Музыкальные инструменты (пианино, инструменты шумового оркестра).

6. Усилитель звука, микшер, микрофоны

7. Операционная система семейства Windows со стандартным набором прикладных программ.

8. Наличие высокоскоростного доступа к сети Интернет.

9. Любой браузер для выхода в Интернет.

10. Программы: Windows, Movie Maker, Power Point.

11. Программы пакета Microsoft Office.

Библиографический список1. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И. А. Зимней. – М.:Вентана-Граф, 2005

2. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Просвещение, 2010 год.

3. Методическое пособие «Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе», П. В. Степанов, И. В. Степанова. - «Просвещение», 2010 год.

4. Постановка певческого голоса Белоусенко М.П., - Белгород, 2016год

5. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград, 2015. – 99с.
2023