Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Агаркова В. В. Образовательный проект «Формирование коммуникативной компетенции через технологию обучение в сотрудничестве»

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


До настоящего времени владение иностранным языком было больше данью моде, чем насущной необходимостью. Знание иностранного языка означало принадлежать к определенному кругу в обществе, быть эстетом. Но время не стоит на месте… Новый XXI век, назван Юнеско веком полиглотов, и поэтому весь цивилизованный мир стремится к взаимопониманию и открытости. В связи с этим возрастает роль и значимость обучения иностранному языку. Важным становится воспитать личность, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации.
Огромные геополитические и экономические изменения предъявляют новые требования к обучению иностранному языку, из-за этого несколько изменился и классический подход к преподаванию английского языка в школе. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить эти требования. Однако существует много трудностей с овладением иностранным языком, особенно в обычной школе. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, формирования коммуникативной компетенции, отсутствие индивидуализации и дифференциации обучения.
Актуальность
Главным назначением иностранного языка, как предмета обучения, это овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.
Современное общество ставит перед школой не простую задачу: необходимо создать условия для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. Но при этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми.
Изучение иностранного языка вне языковой среды не дает достаточно высокого уровня владения языком, присущего коренному жителю страны. А так как в условиях нашего села, учащиеся получают возможность пользоваться иностранным языком в его коммуникативной функции только лишь на уроке.
Значит, современный урок представляется не простым классическим преподаванием, а постоянным взаимодействием, которое позволяет ученикам чувствовать себя активными участниками образовательного процесса, соавторами. Для того чтобы мои ученики действительно стали преуспевающими и научились общаться на иностранном языке, передо мной стала задача в необходимости обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. В условиях новых ФГОС им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для создания новых идей и решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.
По сравнению с традиционными формами обучения, технология обучения в сотрудничестве позволяет использовать межпредметные связи и метапредметные навыки, опираясь на принципы интегрированного обучения, что способствует более прочному формированию необходимых для жизни навыков. Давая учащимся возможность задавать правильные вопросы, учитель создает предпосылки для развития у них критического мышления и аналитических навыков.
Цели и задачи
В рамках деятельности по развитию учащихся на уроках английского языка целью педагогической деятельности является создание условий для формирования коммуникативной компетенции школьников через технологию «Обучение в сотрудничестве».
Задачи
·                      стимулировать речемыслительную деятельность учащихся для повышения развивающей эффективности обучения.
·                      вовлечь школьников в командную деятельность для накопления опыта, и для становления и совершенствования навыков коммуникации и сотрудничества.
·                      разнообразить формы деятельности обучающихся в рамках предмета английский язык
·                      способствовать развитию интереса к предмету.
·                      повысить результативность учебного процесса по предмету «Английский язык» посредством использования командной работы, которое повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает прирост из знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации.
·                      содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества обучающихся.
·                      предоставить обучающимся больше возможностей для осуществлении рефлексии и обратной связи.
Преимущества использования данной технологии:
1.                    Продумано время, место и способ действия обучающегося, который нацелен на результат, отмеченный в Федеральных образовательных стандартах.
2.                    Если ученики не поняли новый или ранее пройденный материал, они не все готовы задавать вопросы учителю. При работе в малых группах, в совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
3.                    Учащиеся учатся сами видеть и находить способы их решения проблемы окружающего мира.
4.                    Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
5.                    У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
6.                    Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.
7.                    Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Реализация программы
Данную программу можно применять на средней и старшей ступени обучения.
Программа может быть использована, как дополнение к основной образовательной программе по предмету «Английский язык», в классно-урочной системе обучения.
Обучающие структуры Технологии «Обучение в сотрудничестве» могут применяться на каждом уроке в зависимости от целей и задач урока.
Формы и средства
Работа в сотрудничестве подразумевает деление детей на команды и рассадку их по 4 человека. Для работы применяются Специальные образовательные структуры
Образовательные структуры основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур, как для академических целей, так и для объединение класса, объединение команды и т.д. Технология «Обучения в сотрудничестве» имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма выполняемых действий.
Во время урока задействован весь класс. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде.
Планируемые результаты
Реализация данного проекта позволяет получить следующие педагогические эффекты:
·                      создается реальная возможность организации взаимодействия (сотрудничества) учащихся между собой при решении поставленной ими самими задачи;
·                      создание условий для развития мышления и речи учеников;
·                      каждый урок вызывает интерес у учащихся.
В ходе использования данной методики у школьников формируются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
·                      рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
·                      целеполагать (ставить и удерживать цели);
·                      планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД:
·                      моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).
Коммуникативные УУД
·                      проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
·                      вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
·                      Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать, выполняя разные социальные роли.
Приёмы стимулирования и контроля:
Взаимный контроль.
Циклическая взаимная проверка. Учащимся предлагается проверить задания друг у друга по принципу «ты - у меня, я - у другого»;
Релейная проверка. Сначала проверяется задание учителем, у первого, сделавшего его ученика. Этот учащийся, в свою очередь, проверяет выполненное задание у другого, затем они вместе производят проверку следующих, и так далее.
Самоконтроль (самооценивание). Класс самостоятельно выполняет решение задания.
Использование накопительных баллов. В течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются.
Содержание
Технология «Обучение в сотрудничестве» основана на использовании метода групповой работы.
Эта технология подразумевает различные формы и виды дифференциации обучения: опора на коммуникативно-когнитивный подход в обучении иностранным языкам младших школьников способствует становлению их личности, выявляет и развивает их способности, формирует умения и желание учиться; на старшей ступени обучения в школе данная технология определяется выделением разноуровневых целей обучения, деятельностным характером содержания обучения, выделением, наряду с общедидактическими принципами таких принципов, как принцип продуктивности обучения, принцип автономии школьников, когда учащиеся выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности.
С первых же минут учащиеся активно вовлекаются в процесс. При помощи алгоритма специальных структур, они двигаются, думают, обсуждают. У каждой есть возможность поделиться своим мнением, в команде все равны, все чувствуют себя уверенно и не боятся делать ошибки.
Для формирования коммуникативной компетенции считаю эффективным применение технологии в сотрудничестве. Но прежде чем приступить непосредственно к групповым формам работы необходимо предварительно организовать обучение в группах, которое проходит в несколько этапов
1.        Ознакомительно-мотивационный.
Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С этой целью выбирается ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в сотрудничестве в наших и зарубежных школа. Познакомить с главной идеей обучения в сотрудничестве (Учиться вместе!) и основными принципами:
·                             взаимозависимость всех членов группы;
·                             личная ответственность каждого;
·                             равная доля участия каждого;
·                             рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
2.                          Диагностический.
Проводится диагностическое исследование.
На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, формируются разноуровневые группы, предполагающие переход из группы после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также диагностические исследования помогают ребятам определиться с ролями в группах (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)
3.                          Этап подготовки учебного пространства.
На этом этапе, для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность простимулирует их заинтересованность, одновременно подготовит к нетрадиционным формам обучения.
4.                    Этап психологической подготовки.
Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:
·                       взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
·                       вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
·                       испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
·                       полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;
·                       не нарушать правило «Трех ″нельзя″».
·                       Следовать памятке
Только после такой предварительной подготовки можно переходить к работе в группах. Для этого на уроках применяются образовательные структуры.
Применение образовательных структур технологии «Обучение в сотрудничестве» возможно на любом этапе урока:
Образовательные структуры технологии «Обучение в сотрудничестве»
Джот Тотс (Jot Thoughts)
«Запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Зум Ин (Zoom In)
«Увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.
Инсайд-Аутсайд Секл (Inside-Outside Circle)
«Внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
Клок Баддис (Clock buddies)
«Друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
Коннект Экстент Челлендж (Connect-Extend-Challenge)
«связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая углубить знания по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.
Конэрс (Corners)
«Углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
Куиз-Куиз Трэйд (Quiz-Quiz-Trade)
«Опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Микс Пэа Шэа (Mix Pair Share)
Обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя Релли Робин (для коротких ответов) и Таймд Шеа Пэа (для развернутых ответов).
Микс Фриз Групп (Mix-Freeze-Group)
Обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Модель Фрейер (Frayer Model)
Обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Мэнэдж Мэт (Manage Mat)
Инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.
Пайс (PIES)
Английская аббревиатура заглавных букв четырех принципов, необходимых для успешной работы в команде (Кооперативное обучение).
Раунд Робин
Сингл Раунд Робин (Single Round Robin или Round Robin)
«Однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
Континиус Раунд Робин (Continuous Round Robin)
«Продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
Таймд Раунд Робин (Timed Round Robin)
«Раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
Финк-Райт-Раунд Робин (Think-Write-Round Robin)
«Подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Ол Райт Раунд Робин (All Write Round Robin)
«Все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках.
Раунд Тэйбл (Round Table)
Обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
Рафт (Raft)
Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.
Преимущества использования данной технологии:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.
6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Библиографический список
1.                    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
2.                    Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы // ИЯШ. - 2002. № 2. - С. 11-15.
3.                    Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. 3. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. 256 с.
4.                    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 1999.
2021