Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Блинов С.И., Ардашкина М.А. Организация сетевого взаимодействия на примере ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга

Библиографическое описание:
Блинов С.И., Ардашкина М.А. Организация сетевого взаимодействия на примере ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Одной из важнейших задач политики государства в сфере образования является развитие партнерства между организациями. Подобное взаимодействие должно быть взаимовыгодным и всесторонним. Сегодня появилась необходимость решения новых и более сложных задач, что, в свою очередь, приводит к более активному использованию инновационных форм обучения, а также инфраструктурным изменениям и организации сетевого взаимодействия между организациями.

В настоящее время мы пониманием сетевое взаимодействие в сфере образования как горизонтальное взаимодействие (разное по типу и масштабу) между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов для достижения общих целей и решения общих задач [2].

Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными методическими материалами и инновациями, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.

На современном этапе развития отечественного образования актуализируются задачи, связанные с формированием информационно-образовательной среды, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания, увеличение доли самостоятельной образовательной деятельности обучающихся, что соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, учитывающих мировые тенденции изменений в образовании [1].

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга существует уже пять лет. За эти годы Академия стала известной не только в городе, но и в стране – в первую очередь это стало возможным благодаря многочисленному взаимодействию с самыми разными организациями.

Одним из важных направлений работы Академии является сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями Санкт-Петербурга.

Данное сотрудничество направлено на реализацию программ дополнительного образования согласно запросам общеобразовательных организаций ввиду дефицита на базах школ материально-технического оснащения или педагогических кадров.

Таким образом, первый шаг во взаимодействии реализуется в апреле, когда школы имеют возможность выбрать из имеющихся в Академии программ те, которые соответствуют их запросам. Ежегодно таких программ около ста пятидесяти. Затем школы должны сами определиться с желательными для них днями и временем посещения занятий (в рамках режима работы Академии).

В мае сотрудники учебно-методического центра Академии обрабатывают поступившие запросы и формируют расписание занятий на следующий учебный год. В результате, общеобразовательные организации заранее знают точные дни и время посещения своими учениками занятий в Академии и могут выстроить свое школьное расписание с опорой на выбранные программы дополнительного образования. Составление расписания в мае существенно облегчает совместную работу организаций.

Следующим этапом является подписание договора о сетевой форме реализации образовательных программ и некоммерческом сотрудничестве (или его пролонгация). Все договоры заключены сроком на один год, что позволяет не продлевать их с теми общеобразовательными организациями, которые не соблюдают оговоренные условия работы.

В конце август происходит традиционное зачисление школьников согласно спискам и заявлениям, поданным организациями в Академию. А затем начинается реализация программ, которая позволяет обучающимся получить как начальные знание в определенных областях, так и углубленные, и предпрофессиональные. Таким образом, школы имеют возможность частично решать вопросы ранней профориентации детей посредством взаимодействия с Академией.

Если рассматривать продуктивность сетевого взаимодействия в срезе последних трёх лет, то можно обратить внимание на существенный рост таких показателей как «количество ДОП» и «количество групп», что говорит о том, что школы стараются выбирать разнообразные программы всех направленностей, а не только технической, самой популярной и широко представленной в Академии.

Уменьшение количества заключенных договоров можно объяснить тем, что не всем школам удается вписать расписание посещения Академии в свои расписания, или у них возникают проблемы с организацией сопровождения обучающихся на дополнительные занятия.

В то же время, одним из показателей востребованности дополнительных общеразвивающих программ Академии является растущая численность обучающихся в рамках сетевого взаимодействия. Большой скачок можно увидеть в текущем учебном году, что связано с тем, что школы нашли возможность приезжать не только в рамках расписания занятий с 13:40, но и в утренние часы, подстраивая свое расписание под Академию.

На сегодняшний день наиболее плодотворное сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия у «Академии цифровых технологий» налажено с Невским и Приморским районами. В 2021/2022 учебном году подписано соглашение с Информационно-методическим центром Невского района.

Сотрудничество с этими районами становится все более значимым и глубоким, потому что осуществляется не только через увеличивающееся количество образовательных организаций, но и через проектную деятельность, которой обучающиеся школ могут заниматься на базе Академии.

Например, сотрудничество по организации проектной деятельности обучающихся лицея № 572 Невского района в конце каждого учебного года традиционно завершается в формате ежегодной научно-практической конференции «Старт в будущее», которая проходит в мае на базе Академии. В прошлом году в мероприятии приняли участие ученики 8-х классов лицея, представившие свои научные проекты. Работы обучающихся были посвящены техническим и естественно-научным направлениям. Ребята подняли такие важные вопросы, как обустройство улиц специальными устройствами для нужд слепых и слабовидящих людей, влияние наркотических средств на здоровье подростков, просвещение в области донорства крови и многие другие. Эксперты отметили высокую социальную значимость представленных исследований. Особенно выделили три проекта: «Биолюминисцентные деревья», «Использование наночастиц меди в медицине» и «Обустройство улиц России устройствами Dogblind под нужды слепых и слабовидящих». Авторам этих проектов порекомендовали принять участие во Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Россия-2035».

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя эти дефициты и предоставляя альтернативные возможности для достижения детьми образовательных и социальных результатов. В Академии цифровых технологий дети в возрасте от 6 до 18 лет, занимающиеся в рамках сетевого взаимодействия, имеют прямой доступ к образовательным программам, избегая сложной системы «борьбы за свободные места». Этому способствует слаженная работа как сотрудников Академии, так и коллективов школ, которые отвечают за формирование численного состава групп, отслеживают движение обучающихся и контролируют весь образовательный процесс.

При сетевом взаимодействии всегда идет процесс диалога между образовательными организациями, а опыт участников сети оказывается востребованным в том числе в качестве индикатора, позволяющего оценить рейтинг собственного опыта и дополнить его чем-то новым. Эта открытость к инновациям, в свою очередь, будет способствовать эффективности организации образовательного процесса, модернизируя его на благо обучающихся.

Так, можно говорить о том, что сегодня сетевое взаимодействие между организациями – это «регулирование особых форм связей между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате чего происходит изменение их исходных качеств или состояний, что ведет к синтезу, интеграции объектов и единому действию» [3].

При сетевом взаимодействии расширяется круг профессионального общения, следовательно, у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих ключевых компетенций, а результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

Библиографический список

1. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. – М.: Academia, 2007.

2. Рудаков В.А. Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ. Ханты-Мансийск: АУ «Институт развития образования», 2015. С. 3.

3. Симонова А.А., Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций. – Екатеринбург, 2018.
2023