Актуальные вопросы дошкольного образования

Ручкина Н.А. Использование интерактивной доски в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


В условиях логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) мы уделяем особое внимание формированию связной речи как конечной цели всего коррекционно-образовательного процесса.
Составление творческих рассказов – самый сложный вид работы по обучению связной речи, поэтому вызывает большие затруднения у детей дошкольного возраста с ОНР. Типичными недостатками творческих рассказов дошкольников с ОНР являются схематичность, непоследовательность повествований, бессвязность сюжета, отсутствие оригинальности.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, показывает, что кроме речевого недоразвития у них отмечаются проблемы в развитии познавательных психических процессов, трудности удержания внимания, быстрая утомляемость, затрудняющие процесс речевого развития. В связи с этим возникает необходимость в постоянном поиске и применении эффективных методов развития речи детей.
В настоящее время актуальной для дошкольной педагогики является проблема отбора таких педагогических средств и условий, которые более всего соотносятся с потребностями, интересами детей и обеспечивают их творческое развитие. Одним из таких средств мы считаем применение в работе с дошкольниками интерактивной доски.
Визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная работа моторного, слухового, зрительного анализаторов при выполнении заданий.
Специфичной для речевого занятия является необходимость многократного повторения речевого материала, что зачастую приводит к повышенной утомляемости ребенка, потере интереса к происходящему. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет использовать речевой материал с максимальной отдачей, включать его в совершенно разные по задачам, характеру представления информации и игровым действиям задания.
В процессе обучения детей творческому рассказыванию вместо традиционных вспомогательных вопросов, подсказывающих возможные варианты содержания рассказов, или вопросного плана можно использовать разные виды наглядности на интерактивной доске.
Возможности интерактивной доски позволяют использовать в обучении дошкольников творческому рассказыванию имеющиеся в арсенале программы SMART Noteboоk картинки, графические объекты как основу для создания новых образов, сюжетов, рассказов. Для развития речевого творчества детей мы применяем разные способы работы с нашим «волшебным экраном» (интерактивной доской):
·                                                              составление рассказа о животном или предмете из коллекции картинок;
·                                                              сочинение рассказа по нескольким картинкам;
·                                                              придумывание рассказа по изображению, сюжетному рисунку, самостоятельно созданному детьми на доске;
·                                                              сочинение новых сказок на основе подбора и комбинирования картинок с изображениями героев из различных сказок.
При обучении творческим рассказам важным является формирование у детей правильного понимания задания «придумать», «сочинить». Эти установки побуждают детей неосознанно прибегать к некоторым способам конструирования новых образов.
Овладение способами воображения является основой для произвольной творческой деятельности. Интерактивная доска позволяет визуально и практически познакомить детей с различными способами создания новых образов, например, таких как гиперболизация – увеличение объектов на интерактивной доске; синтезирование – перемешивание знакомых объектов и их использование в новом сочетании; агглютинация – комбинирование несовместимых объектов, героев сказок, частей и признаков предметов; схематизация – схематичное изображение предметов или связей между ними с помощью графических объектов (геометрических фигур, линий). Это вызывает у детей интерес, побуждает их к творческому поиску в создании новых образов, развивает воображение.
Освоив простейшие способы работы в специальной программе SMART Noteboоk, воспитанники нашей группы с удовольствием рисуют на доске, добавляют картинки из коллекции, создают новые сюжеты. При этом у них развивается точность движений руки в работе со стилусом, отрабатывается навык правильной позиции пальцев рук на пишущем инструменте (аналогично тому, как ребенок держит карандаш или ручку). Тактильное управление доской позволяет детям стать участниками процесса «живого» обучения: они могут выбирать изображения, уменьшать, увеличивать, передвигать графические объекты и многое другое.
Интерес детей к интерактивной доске, желание взаимодействовать с нею побуждают их к сочинению творческих рассказов и сказок с помощью доски. Для развития речевого творчества мы используем следующие эффективные приемы работы со сказкой:
·                        Составление с помощью доски коллажа из сказок. Для этого мы добавляем на волшебный экран героев из разных сказок и придумываем новую сказку, в которой, например, волшебник перепутал сказочных героев и мимо теремка пробегают 3 поросенка, Буратино и другие герои. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок».
·                   Придумывание сказки из одного слова, когда педагог сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово “девочка”. Добавляем слово или картинку на экран. – «Жила-была девочка, которая…» и т.д. Дети сами наполняют сказку героями, которых могут нарисовать или взять из коллекции картинок интерактивной доски и сочиняют о них свои сказки.
·                        Составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, часто встречающимися в сказках и рассказах, помогает понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы «Крокодиловы слезы» – «Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…» и т.д. Дети изображали на доске разные способы оказания помощи плачущей девочке. Кто-то придумал смешного Пушистика, который защекотал плаксу, кто-то позвал Клоуна, а кто-то привел слона и придумал свою сказку.
·                   Случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни, которые я использую для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их, учитывая возраст, настроения. Детям понятны такие ситуации из их повседневной жизни, как, например: «Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …».
·                   Составление сказки о бытовых предметах, выбранных по желанию детей из коллекции картинок. Дети редко имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.
·                   Рассказывание старой сказки по – новому помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. На доске их изображаем схематично.
Перечисленные приемы работы с использованием интерактивной доски помогают созданию динамичных творческих рассказов-повествований детьми и превращают процесс формирования связной монологической речи в увлекательное занятие для старших дошкольников.
Кроме того, интерактивные средства обучения позволяют нам формировать у детей мотивационную включенность в речевое высказывание; развивать вербально-логические компоненты познавательной деятельности; формировать речевую и языковую компетентность ребенка; развивать творческую активность, воображение, образное мышление.

Библиографический список

1.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
2.Бизикова, О.А. Обучение детей творческим описаниям / О.А. Бизикова // Детский сад от А до Я. - 2010. - №6. - С.55-63.
3.Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. - 2006. - №2.
4.Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко О.М., Н.Е. Веракса. - М.: Новая школа, 1994.
5.Киселёва, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие для специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / О. И. Киселева. - Томск: Изд. ТГПУ, 2007.
6.Кривоногова, О.А. Сочинение сказок как форма индивидуализации работы со старшими дошкольниками по развитию способности к речевому творчеству [Электронный ресурс] / О.А. Кривоногова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20713.
2019-05-17 16:03 2019