НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Нашатырева Е.П. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре (обобщение опыта работы)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

Культура нашего народа уникальна и самобытна. Благодаря ей осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар прошлых поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте, о любви. Народная культура также является одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Я считаю, что наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
В результате анкетирования родителей и бесед с детьми, я выяснила, что не только дети, но и их родители имеют небольшие знания о народной культуре, о прошлом наших предков, не всегда понимают смысл народных сказок, слабо разбираются в разнообразии народных промыслов. Эти наблюдения и послужили поводом для создания данного проекта Проект долгосрочный, рассчитан на четыре года, состоит из нескольких этапов. Основная цель проекта – воспитание любви к Родине через воспитание любви к культуре своего народа. Участниками проекта стали воспитанники группы – дети с ОНР, их родители, воспитатель, логопед группы.
Первый этап (вторая младшая группа) «Веселые матрешки».
На этом этапе мы целенаправленное знакомили детей с русской игрушкой матрёшкой, расширяли круг представления о разнообразии этой игрушки, дали о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Так же мы расширяли и систематизировали знания детей о семье. Мы беседовали с детьми на тему «Моя семья», играли в сюжетно-ролевую игру «Семья». В организованной образовательной деятельности проводились занятия познавательные «Знакомьтесь, Матрешка», «В гости к семье матрешек», читали сказку «Жили-были матрешки», учили стихи о матрешке, отгадывали загадки. Очень яркие и красивые у нас получились нарисованные и вылепленные матрешки. Очень понравилась детям сказка «Репка» с участием персонажей – матрешек. На занятиях, прогулке и в свободной деятельности дети с удовольствием играли в игры «Хлопают в ладошки веселые матрешки», «Мы матрешки – вот такие крошки», «Мы веселые матрешки». Были организованы две выставки матрешек: выставка готовых матрешек различных размеров, росписи, персонажей и выставка матрешек, сделанных руками родителей.
Итогом этого этапа проекта стал лепбук «Русская матрешка».
Второй этап проекта (средняя группа) «Здравствуй, сказка!»
Воспитывать любовь к чтению, формировать предпосылки для успешного обучения в школе необходимо начинать в дошкольном возрасте через приобщение к чтению сказок. При реализации этого этапа мы включали персонажей русских сказок, доступных этому возрасту со все виды деятельности детей. Это и подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Гуси-гуси» и т.д., различные игры- драматизации по мотивам русских сказок, сюжетно-ролевые «Семья трех медведей», дидактические игры «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Путаница» и т.п. Детям очень нравятся кукольные спектакли по сказкам, они активно участвовали в развлечениях «В гости к трем медведям», «Знатоки сказок», «В гости к бабушке Загадушке». В рамках организованной образовательной деятельности мы старались включать сказочных героев «Вершки и корешки.»( тема «Овощи»), «У медведя во бору грибы, ягоды беру.» (тема «Дары леса»), «Шапочка для Машеньки.»,«Машенька в нарядном платье.»(тема «Одежда»), «Посуда для трех медведей.» (тема «Посуда»), «Коврик для Мишутки.» (тема «Мебель»),«Гуси-лебеди на озере»( тема «Птицы») и т.д. С детьми проводили беседы «Чему нас учат сказки?», «Что случилось с Машей?», «Сказка – ложь, да в ней намек…». Мы с детьми читали много сказок, слушали аудиозаписа, смотрели мультфильмы. Дети оказывали посильную помощь в ремонте книг групповой библиотеки. Для родителей были проведены консультации «Воспитание сказкой», «Что читать детям», «Как сделать ребенка Читайкой», о также родительское собрание по теме проекта. Силами родителей и педагогов была пополнена библиотека группы, создан альбом иллюстраций к сказкам.
Третий этап (старшая группа) «Воспитание патриотизма у детей через приобщение к русской народной культуре»
Основной целью этого этапа стало формирование стойкого интереса к народной культуре у детей группы и их родителей.
Мы продолжили знакомство детей с устным народным творчеством, познакомили таким видом устного народного творчества как былины, расширили и пополнили знания детей о народных промыслах ( хохлома, гжель, дымковская и городецкая роспись). На занятиях по теме «Одежда, обувь, головные уборы» дети познакомились с элементами русского народного костюма (сарафан, косоворотка, кокошник, лапти). Занятие по теме «Посуда, бытовые приборы» мы проводили в организованном в нашем саду мини-муэея «Русская изба» Там дети смогли увидеть печь, прялку, ухват, рубель и другие предметы русского обихода, Также мы вспоминали в каких народных сказках упоминаются эти предметы. Познакомили детей с русскими народными песнями и танцами ( «Во поле береза стояла», хороводы). с классическими музыкальными произведениями, созданными на основе русского фольклора. Мы сделали несколько дидактических игр по теме этапа проекта: «Одень куклу», « Что сначала, что потом», «Разрезные картинки». Для родителей была проведении консультация « Приобщение к народной культуре как способ воспитания патриотизма».
Большую помощь нам оказывали родители воспитанников. Их силами была организована выставка рукодельных поделок «Умелые ручки» и мини- музей в группе «Как жили наши предки».
Итогом этого этапа стало развлечение – сказка «Снегурочка»
Четвертый этап (подготовительная к школе группа) «Русские календарные праздники».
Весь ход жизни наших предков был пропитан единением с природой, наблюдением за ней, диктовался сменой времен года, частей суток. Русские праздники имеют глубокий смысл. Народный календарь складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых.
Основной целью этого этапа стало знакомство детей с некоторыми русскими праздниками, их смыслом и значением в жизни наших предков.
Для реализации этой цели мы разучили много закличек, потешек, игр, без которых невозможен народный праздник «Кружева», «Прялица», «Салки», «Золотые ворота», «Черный жук», «Огородник и воробей», «Кто с нами?», «Капуста», «Дед», «Солнышко –ведрышко», Игры с яйцами( чье яйцо дальше покатится, катание яиц с горки, бой яйцами), «Гори, гори ярче». Большое значение мы уделяли систематизации и углублению знаний о временах года, о взаимосвязи живой и неживой природы, о смене частей суток. Поскольку этот этап является заключительным в нашем проекте, мы повторяли и углубляли знания детей, полученные в предыдущие годы работы над проектом. Закрепление знаний и представлений детей проходили в ходе развлечений. Так на День покрова Пресвятой Богородицы мы проводили праздник «День урожая», на котором дети закрепляли знания о признаках осени, дарах природы. Очень понравился детям фольклорный праздник «Рождественские святки». Весну мы встречали праздником веселой Масленицы. Конечно, не обошлось без праздника Светлой Пасхи. Детям очень нравится,нарядившись в русские костюмы, « отправляться» в прошлое, водить хороводы, играть в игры.
Не остались без внимания и родители. Для них провели консультацию «Особенности народных праздников в Псковской области», а также мастер- класс по изготовлению куклы – оберега «Травница».
Я считаю, что наш проект завершился успешно. Наши воспитанники получили много знаний о народной русской культуре, ее уникальности. Я думаю, что мы заложили в наших детях зачатки патриотизма, любви к своей Родине, своему народу, что немаловажно в наше время.
2018