НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фисенко А.С., Ващенко Д.С., Бекмухамедова Е.В. Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетради

Библиографическое описание:
Фисенко А.С., Ващенко Д.С., Бекмухамедова Е.В. Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования (оттиск, отпечаток листьями) на тему "Осенний букет" // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск. Отпечаток листьями».

Программное содержание:

Развивающие:

· Развивать воображение, технические навыки в рисовании.

· Закреплять умение передавать форму вазы.

Обучающие:

· Обогащать знания детей о нетрадиционных техниках рисования.

· Продолжать учить детей красиво располагать рисунок на листе.

Воспитательные:

· Воспитывать чувство прекрасного, приобщения к природе.

· Воспитывать аккуратность.

Материал и оборудование: букет из осенних листьев, аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Времена года. Осенняя песня» и песни «Падают, падают листья»; альбомные листы, кисти, баночки с водой, гуашевые краски по количеству детей, салфетки, листья с разных деревьев, изображения с вазами различных форм.

Ход занятия:

Накануне образовательной деятельности, на прогулке дети с педагогом собирали букет из осенних листьев. Педагог обратил внимание детей на красоту осеннего букета.

Дети играют. В группе звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осенняя песня».

Воспитатель: Ребята, что это за чудесная мелодия? Давайте мы с вами отложим все наши дела, послушаем ее и подумаем, о чем эта музыка?

Воспитатель с детьми присаживаются на ковер и слушают мелодию.

Затем дети делятся своими впечатлениями и мыслями, о чем же была данная мелодия. Далее педагог обобщает и конкретизирует ответы детей.

Воспитатель: Эту мелодию написал Петр Ильич Чайковский. Этот талантливый композитор создал музыкальный альбом «Времена года». И сегодня мы с вами слушали одну из мелодий из этого альбома, которая называется «Осенняя песня».

Воспитатель: При прослушивании этой мелодии, я (мы) услышала (и) порывы ветра, которые срывают с деревьев осенние листья. Яркие осенние листочки кружатся и падают на землю. Мелодия звучит неторопливо, иногда даже медленно. Какое настроение навеяла вам эта музыка?

Дети делятся с педагогом своим настроением.

Воспитатель: Но мы не будем с вами грустить и будем наслаждаться золотой осенью. Посмотрите, а здесь и букет из осенних листьев, который мы с вами вчера собрали. Какой он красивый!

Дети любуются букетом из осенних листьев, рассматривают его.

Воспитатель: Так хочется, чтобы и наши мамы увидели эту красота! Ребята, а как можно передать красоту природы?

Выслушивает предположения детей.

Воспитатель: Мы можем передать красоту природы с помощью рисунка.

Воспитатель вместе с детьми рассаживаются за столы.

Воспитатель: Посмотрите, что лежит на ваших столах.

Рассматривают атрибуты, которые лежат на столах. При необходимости, вспоминают правила работы с кисточкой, возможность использования салфетки. Воспитатель обращает внимание детей на осенние листочки, которые лежат у нас на столах.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать необычным способом, а с помощью настоящих листьев. Мы будем наносить на них краску, а потом оставлять на бумаге отпечаток.

Воспитатель: Но сначала, давайте придумаем, в какой вазе будет стоять наш букет.

Педагог демонстрирует детям изображения различных по форме ваз. И при необходимости, напоминает, как их можно изобразить. Важно обратить внимание, что ваза и ветки занимают практически равные части листа бумаги.

Воспитатель: Сначала мы прорисуем вазу простым карандашом. Отмечаем высоту вазы, ее форму. Стараемся симметрично прорисовать боковые стороны.

Дети прорисовывают вазы. Т.к. воспитатель предлагает детям на выбор к изображению различные формы ваз, может потребоваться индивидуальная помощь или комментарии педагога.

Воспитатель: Теперь давайте прорисуем веточки. Обратите внимание, что ветка состоит не из одной тонкой линии. Веточки объемные. Мы можем изобразить это двумя параллельными линиями.

Педагог вместе с детьми прорисовывают ветки.

Воспитатель: Вот и пришла пора раскрасить наши вазы, с помощью краски «оживить» наши веточки.

Воспитатель с детьми обсуждает цвета красок, которые им понадобятся. Цвет ваз дети могут выбрать по желанию.

Педагог вместе с детьми закрашивают вазы, с помощью коричневой краски прорисовывают ветки. Во время работы воспитатель напоминает детям о необходимости тщательно промывать кисть перед тем, как набрать другой цвет краски, снимать с кисти лишнюю воду, при необходимости пользоваться салфеткой (для очищения или просушивания кисти).

Воспитатель: Вазы наши получились превосходными! А пока краска подсыхает, предлагаю Вам отправиться в осенний лес и еще раз полюбоваться осенними пейзажами, пройтись по ковру из желтых осенних листьев. Хотите?

Ритмическое упражнение «Падают, падают листья».

Звучит музыкальное сопровождение. Песня «Падают, падают листья». Дети выполняют имитационные движения в соответствии со словами песни.

Падают, падают листья

В нашем саду листопад (приседают, изображая руками падение листьев – 2 р)

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят. (кружатся)

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли. (медленно бегут по кругу)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. (взмахивают двумя руками)

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем, (расходятся в рассыпную)

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком (делают глубокий вдох носом и выдох – 2 р)

Воспитатель и дети снова садятся за столы.

Воспитатель: Теперь мы с вами будем украшать наши веточки осенними листочками. Для этого мы возьмем любой осенний листок. Обратите внимание, что краску следует наносить на сторону с прожилками. Покрасить лист можно краской одного цвета, а можно и сочетать цвета. Затем прикладываем покрашенный листочек к нашим веточкам. Необходимо пальцем или салфеткой прижать весь листик. А затем аккуратно убираем его. И остается отпечаток. Посмотрите, он выглядит как настоящий листочек!

Дети вместе с педагогом выполняют все действия. Педагог, при необходимости, оказывает помощь, комментирует работу детей. Можно фоном включить музыку П. И. Чайковского «Времена года. Осенняя песня».

На этапе полуготовности рисунка, педагог может предложить детям продолжить работу самостоятельно.

Завершив работу, дети наводят порядок на рабочем столе. Воспитатель помещает готовые работы на демонстрационный стенд или доску. При необходимости, детскими работами можно украсить музыкальный зал к осеннему утреннику.

Воспитатель: Ребята, какие яркие и красивые букеты у вас получились! Какие эмоции вы испытываете, глядя на ваши работы? Чья работа вам нравится больше всего?

Дети делятся впечатлениями и эмоциями.

Воспитатель: Предлагаю все ваши эмоции и чувства отразить в осеннем танце.

Воспитатель снова включает песню «Падают, падают листья». Дети могут повторять имитационные движения, которые они запомнили или просто танцевать.
2023