Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf
Успех на пути достижения важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени коллектив осведомлен о стратегических целях и насколько он заинтересован и подготовлен к работе по их достижению. Необходимость быстрых организационных изменений и смены внутрифирменного (корпоративного) обучения - все это предполагает рост производительности труда, повышение качества преподавания, улучшение обучения, творческое и новаторское отношение к делу.
В конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых сформулировали тезис о том, что лучшие компании — обучающиеся.
В 2008 году компания «МакКинзи» представила исследование качества образования в разных странах мира, лучших систем школьного образования, в котором были изучены факторы, оказывающее существенное влияние на уровень качества образования.
Самым первым из них оказался кадровый ресурс организации: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» [2].
Действительно, ключевым вопросом для администрации школы всегда оставался рост квалификации педагогов, развитие их способностей, а в условиях стремительных изменений рыночной ситуации, как никогда, нужны яркие таланты и свежие идеи, способные обеспечить высокий уровень конкурентоспособности. Работники, повысившие уровень своей профессиональной подготовки, смогут легче и быстрее решать более сложные задачи, будут настойчивее искать и чаще находить наилучшие ответы на возникающие вопросы, быстрее справляться с трудностями в работе, у них будет выше уровень приверженности своей организации, выше готовность работать на нее с полной отдачей сил.
И тогда возникает вопрос: «как эффективно повышать квалификацию коллектива?»
Эффективная работа компании в условиях постоянно возрастающей конкуренции невозможна без повышения эффективности работы на всех уровнях организации. Главными препятствиями, мешающими достижению более высоких рабочих результатов, являются не только недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, но также и старые подходы к работе на разных уровнях организации. Эти препятствия можно преодолеть лишь при условии разработки и практической реализации новой политики в сфере внутрифирменного обучения, включающей разнообразные формы онлайн-обучения и учебные программы, так как реализация рыночных стратегий требует более высокого уровня профессиональной подготовки в условиях цифровой образовательной среды [3].
Не будем останавливаться на вопросах повышения квалификации традиционным способом: предлагаем инновационный метод внутрифирменного обучения педагогов.
Форсайт образования – 2035 предусматривает переход к непрерывному обучению на протяжении всей жизни (LLL), что является одним из самых важных сдвигов в модели современного образования. Таким образом в современной парадигме под образованием понимается институционально оформленная поддержка процессов обучения и развития на протяжении всей жизни человека.
Непрерывное образование и профессиональное развития педагога означает не только подготовку к преодолению вызовов определенных периодов жизни, но и переходами между этими периодами — то есть, сопровождать смену социальных ролей человека. Рассматриваемые изменения не смогут произойти, если сами педагоги не получать право действовать более самостоятельно и сами не станут примером для «самоуправляемых» обучающихся.
На это и ориентирован моделируемый и внедряемый школьный информационно-образовательный сервис «Орион-лайн» для сложного профессионального педагогического сообщества инженерно-технологической школы № 777 Санкт-Петербурга.
Обучение работников организации в цифровой среде отличается от очного внутрифирменного обучения. Семинары, мастер-классы, воркшопы, проектные школы и другие мероприятия направлены на практическое применение, диссеминацию опыта. В цифровой же среде обучение построено по принципу обучение через всю жизнь. От грамотной организации обучения зависит результат деятельности всей организации. Как невозможно говорить о росте мастерства отдельных игроков футбольной команды, если команда не улучшает свои результаты, так абсурдно говорить и о пользе обучения персонала, если оно не ведет к улучшению работы организации в целом.
С целью обеспечения работоспособности образовательной экосистемы необходимо создание инструментов и процессов, поддерживающих индивидуальное и коллективное обучение, образование и развитие на протяжении всей жизни:
- процессы и инструменты, которые помогают определению целей слушателей, анализируют их мотивацию к повышению квалификации, профессиональному росту и развитию, освоению профессиональных компетенций, предпочтительные форматы обучения;
- образовательные процессы, интегрированные в образовательную траекторию педагога и развивающие различные аспекты персонального и коллективного существования через целостные образовательные опыты, включая игру и совместное творчество;
- образовательные технологии, которые поддерживают процессы персонального и коллективного образования;
- образовательные пространства и технологии, которые помогают соединить между собой персональные и коллективные образовательные траектории.
Эти блоки могут интегрируются в системы управления учебным процессом. В логике такой модели, образовательные организации могут работать в качестве некоторых из площадок, предлагающих образовательные возможности — либо, они могут становиться центрами образовательных экосистем, где учебные процессы поддерживаются рядом образовательных технологий, включая:
- решения, которые обеспечивают индивидуальный образовательный процесс, в т.ч.: виртуальные тьюторы, профессиональный тьюториал, личные виртуальные помощники; персонализированные интерактивные учебные материалы и приложения; мобильные устройства для отслеживания психофизического состояния и т. п.;
- решения, которые усиливают коллективные образовательные процессы, в т.ч.: коллективные виртуальные помощники (фасилитаторы, модераторы), поддерживающие продуктивную работу группы; инструменты коллективной саморегуляции и пр.;
- решения, соединяющие индивидуальные и коллективные образовательные процессы.
- «рынки возможностей», соединяющие индивидуальных слушателей с образовательными возможностями, существующими в образовательных организациях и сообществах.
Личные и коллективные образовательные процессы могут быть сведены воедино, в смысле пространства коллективного развития.
Необходимо соединять развитие коллективных компетенций и процессов индивидуального развития. Объединение личных и коллективных образовательных процессов — это одно из ключевых условий создания нового образования.
Информационно-образовательный сервис для педагогов «ОРИон-лайн» - это система услуг, направленная на выявление, поддержку, удовлетворение образовательных потребностей педагогов в рамках действующей школьной системы внутрифирменного повышения квалификации; реализуется в технологическом формате оперативного реагирования на запросы педагогов, результаты исследований качества образования и мониторинга профессиональной компетентности педагогов.
В ходе коллективного обучения слушателям предлагаются определенные роли и конкретные задачи, и их индивидуальные образовательные опыты «собирают» коллективный образовательный опыт. Вместе с тем, коллективное обучение обладает свойствами синергетических феноменов и не сводится к «сумме его частей» — в процессе такого обучения возникают коллективные компетенции, которые уникальны для каждого образовательного сообщества.
Предполагается, что внутрифирменная система повышение квалификации педагогов ИТШ постепенно перерастает в «становление» (becoming) профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
При наличии «сложного» педагогического коллектива у ИТШ есть коллективная возможность стать более проактивными, целенаправленно развивать новые коллективные компетенции и создавать образовательные экосистемы, которые подготовят обучающихся к решению задач будущего: создание «цифровых» производств, «умных городов» и информационного общества [1].
Таким образом педагоги могут участвовать в одном или нескольких образовательных сообществах, а любое сообщество будет вовлекать множество одновременно учащихся людей на разных стадиях развития - необходимо создавать синергии между образовательными опытами через их динамическое взаимодействие.
Библиографический список
1. В.В. Князева, А.В. Вольтов. Информационно-образовательный сервис «Орион-лайн» для интегрированного сообщества педагогов (материалы IX международная научно-практической интернет-конференции «Информационные технологии в инновационном образовании»).2. Директория. Онлайн [Электронный ресурс]. Как эффективно повышать квалификацию коллектива? Е. Терашатова URL: https://medium.com/direktoria-online/experience-school-director-fdfca6a893f2 (дата обращения: 10.09.2021).
3. Отраслевой портал Logistics.ru [Электронный ресурс]. Обучение персонала как конкурентное преимущество URL: http://www.gym10nsk.ru/images/konferencii/konfa2019/piter_777.pdf (дата обращения: 10.09.2021).