Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Фролова Т.А. Инклюзивное образование в детском саду

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, предусматривает равные возможности полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Положения ФГОС дают возможность обеспечить инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОУ. Инклюзивное образование является частью более обширной стратегии продвижения идеи инклюзивного общества. Оно признает и уважает различия у детей: возраст, пол, происхождение, язык, проблемы развития (в том числе и ограниченные возможности здоровья); признает, что все дети могут учиться; заставляет образовательные структуры, системы и методологии отвечать нуждам всех детей, представляет собой динамический и постоянно развивающийся процесс. Таким образом, инклюзивное образование нацелено на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантности, направленной на развитие у «обычных» детей чувства эмпатии, умения и желания дружить с детьми, независимо от их индивидуальных особенностей.
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с нарушением слуха приобретают все большую актуальность. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, в которой необходимо применять разные методы, приемы и организационные формы воспитания и обучения.
В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в учреждениях образования общего типа. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает нарушение слуха.
В нашем учреждении имеются две группы для слабослышащих детей, но коррекционные группы не представляют варианты для социализации. Для того чтобы интегрировать детей с особенностями развития, на педагогическом совете ДОУ, было принято решение организовать пребывание детей с ОВЗ в группах с возрастной нормой.
На возможность и целесообразность пребывания слабослышащих дошкольников в массовой группе детского сада ещё в 50 – 60-е годы указывал выдающийся советский дефектолог М.Е. Хватцев. (Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 1959).
На первом этапе мы познакомились с ребёнком, который должен был прийти в нашу группу в привычной для него обстановке (в группе для слабослышащих детей), познакомились с семьёй, получили консультацию сурдопедагога и логопеда.
Проведена предварительная беседа с детьми группы на тему: «Мир спасёт доброта», с использованием презентации. Вместе с детьми придумали ритуал приветствия. Так в нашей группе появился Даня.
На втором этапе организовали краткосрочное пребывание слабослышащего ребёнка в нашей группе. Познакомили мальчика с новой обстановкой, игрушками, показывали, как с ними можно играть, называли их. Организовали знакомство с игровыми зонами, постоянно объясняя, что где находится, для чего нужен тот или иной предмет. В обучении навыкам самообслуживания использовали педагогические методы: всегда, когда это необходимо, помогали ребёнку. Время нахождения в группе постепенно увеличивали. Для ребенка с нарушениями слуха в любом возрасте ситуация перехода в новые социальные условия является стрессовой. Поэтому свою работу мы направили на то чтобы обеспечить успешную интеграцию слабослышащего ребенка и создание у него психологического настроя на преодоление возможных трудностей. С другой стороны, с первых дней нахождения такого ребенка в новом коллективе постарались создать ему атмосферу максимального психологического благоприятствования со стороны других детей, а также их родителей
Зная о том, что слуховое восприятие слабослышащего ребёнка зависит от того, на каком расстоянии находится источник звука, старались находиться к нему поближе.
Используя рекомендации сурдопедагога, давали возможность ребёнку, во время объяснений или при даче указаний, смотреть на лицо воспитателя. При этом, голос не усиливали. Если же дошкольник не понимал сказанного, приближались к нему, ещё раз повторяли сказанное замедлив темп, но более отчётливо, используя голос обычной силы.
При общении со слабослышащим ребёнком, мы не просим детей, находящихся дальше чем воспитатель не шуметь т.к. он их слышит слабее или вообще не слышит.
Работу по развитию речи слабослышащих детей осуществляет логопед и сурдопедагог. Полученные на занятиях со специалистами знания мы - воспитатели закрепляем в повседневной жизни используя такие игры как: «Угадай кто позвал», «Где звенит колокольчик». Очень хорошо себя зарекомендовали настольно-печатные игры, где ребёнок с ОВЗ может поупражняться в правильном звукопроизношении не только с воспитателем, но и с другими детьми.
Особое внимание в работе со слабослышащим ребёнком мы уделяем индивидуальной работе при ознакомлению с природой, с предметами социального окружения. В отличие от логопеда или сурдопедагога у нас есть возможность делать это на экскурсиях, целевых и обычных прогулках, в процессе организованных наблюдений.
При чтении художественной литературы зная о том, что слабослышащий дошкольник может неточно понимать текст (например, слово “гусли”, часто встречающееся в сказках понимается как «гусь»). Поэтому перед тем как читать произведение индивидуально рассматриваем иллюстрации задаём вопросы, выявляющие понимание.
Аналогично, добиваемся понимания инструкций в различных видах детской деятельности.
При развитии игровой деятельности со слабослышащим дошкольником стремимся к переходу от предметно-процессуальной игры к сюжетной. Такие исследователи игры детей с нарушенным слухом Г.Л. Выгодская, Л.А. Головчиц, А.А. Катаева указывают на трудности игрового замещения и варьирования сюжета. Поэтому перед началом игры показываем, что палочку в игре можно использовать как ложку, термометр, шприц, она же может быть куколкой, предметом мебели в кукольной комнате и т.п. В обучении ролевому поведению используем методику Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Конечно, обучать ребенка с нарушенным слухом вместе со слышащими детьми трудно, да и ему учиться нелегко. Но мы пытаемся максимально реализовать его потенциальные возможности! Во время проведения непосредственно- образовательной деятельности усаживаем Даниила так, чтобы он хорошо видел воспитателя, используемые пособия, лица детей. Напоминаем, ребенку с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Следим за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего в данный момент и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Для того чтобы убедиться понял ли Даня о чём говорят окружающие просим воспроизвести услышанное, например, «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чем рассказал Максим», «Что сказала Варвара?», «Продолжи, пожалуйста» и т.п. Ребенку ничего не остаётся делать, как внимательно следить за всем, что происходит.
Общение со здоровыми сверстниками дают ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляют условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенным ребёнком игровой и учебной деятельности, приводят к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формируют активную жизненную позицию, проявляют такие черты характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Библиографический список
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. — М: Просвещение, 2010.
2. Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004.
3.М.Е.Хватцев. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 1959.
2018