НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Керимова И.М., Астафьева О.Ю. Развитие диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи


Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


В настоящие время диалоги наших детей неприятно поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически – смыслового построения фразы. Более того, большая часть общения ведётся на так называемом молодёжном сленге, состоящих из деформированных, усечённых слов, многие из которых нельзя назвать общеупотребляемыми.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т.д.)
Человек, умеющий организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учёбе, в профессиональной деятельности и в личной жизни. Поэтому педагогам и родителям нужно поддерживать изначально заложенную в маленьком ребёнке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировано высказывать предложения и пожелания.
Анализ диагностических исследований свидетельствует, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Поэтому важно использовать такие методы и приёмы, которые являются наиболее эффективными при развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для развития диалогической речи с детьми-логопатами целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребёнка. Игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. Создаётся ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему - то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Формирование диалогической речи традиционно протекает в форме беседы. В её ходе происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, которая включает овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формирование умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Логопедами д/с №203 «Алиса и д/с №116 «Солнечный» был разработан и реализован долгосрочный, групповой, творческий проект «Мы журналисты», направленный на развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с использованием игровых методов.
Участниками проекта являлись дети, родители, педагоги, учитель-логопед.
Роль педагогов в данном проекте заключалась:
- В содействии накоплению и активизации словаря у детей;
- В постоянном контроле за речью детей;
- В проведении коррекционно-развивающих занятий.
Роль родителей заключалась:
- В содействии подготовки материалов на разных этапах реализации проекта;
- В выполнении домашних заданий с детьми;
- В постоянном контроле за речью детей.
Координатор проекта – учитель-логопед, основными задачами которого являлись:
- активизация речевой деятельности между детьми в режимных моментах, в игровой деятельности на занятиях;
- создание ситуаций для общения со взрослыми;
- создание проблемных ситуаций, для решения которых требуется речевая активность детей.
Цель данного проекта: формирование, расширение диапазона диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели были сформированы следующие задачи, для решения которых были использованы разнообразные дидактические игры:
1.       Способствовать развитию адекватной самооценки и внутренней позиции ребёнка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе.
2.       - Д/игра «Приветствие» («Доброе утро») - развитие навыков позитивного общения (повышение самооценки, ситуация успеха, тактильные ощущения).
3.       Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
4.       - Д/игра «Да- нет» (с определёнными правилами, с использованием карточек – символов). Для этой игры логопед и дети придумали карточки-символы для обозначения вопроса. Ведущий (взрослый, ребёнок) загадывал предмет, а остальные дети, опираясь на карточки – символы, задавали вопросы в логической последовательности. Ведущий отвечал только «да» или «нет». Вопросы задавались до тех пор, пока один из детей не отгадывал предмет.
5.       - Д/игра «Подзорная труба» (воссоздание целостного восприятия из частей). Детям выставлялась сюжетная картина. Они на неё смотрели через «подзорную трубу», выделяли один из предметов и составляли словосочетание: наряженная ёлка, остальные дети задавали вопросы, тем самым выясняли, что за ёлка, где она стоит и зачем. (Где стоит наряженная ёлка? Почему наряженная ёлка стоит во дворе? и т.д.) Снегоуборочная машина (Что делает снегоуборочная машина? Зачем она чистит снег? и т.д.)
6.       Так рассматривалась вся картина по отдельным частям. Постепенно отвечая на вопросы, у детей складывался целостный образ картины. Затем им предлагалось составить рассказ по картине.
7.       - Д/игра «Нарисуй картину». Сюжетная картина (простой сюжет) показывалась только одному ребёнку. Другие дети по типу игры «да-нет» задавали вопросы и таким образом выясняли, какие предметы нарисованы, в каком месте. По ходу игры взрослый совместно с детьми рисовал эту картину. Сравнивали результат.
8.       Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения.
9.       - Д/игра «О чём говорят…» Детям предлагались предметные картинки птиц и животных. Играющие (один и более детей) выбирали две (и более) картинки и строили диалог по придуманной ситуации, используя алгоритм.
10.   - Д/игра «Телефон» Взрослый создавал ситуацию для диалога при помощи картинок, двое детей строили диалог по заданной ситуации, опираясь на алгоритм.
11.   Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более старшими и более младшими детьми, знакомыми и незнакомыми.
12.   - Д/игра «Интервью» Для этой игры взрослый совместно с детьми придумали вопросы, которые можно задавать собеседнику и обозначили их символом. Тема интервью задавалась взрослым (например: 23 февраля, взять интервью у папы или дедушки и т.д.)
Детьми было взято 9 интервью у специалистов детского сада и детей других групп и оформлен журнал «Говорим и показываем»
После реализации проекта словарный запас детей стал более разнообразным, они стали самостоятельно строить диалог со взрослыми, сверстниками, более старшими и младшими детьми, длительно поддерживать диалог и выступать его инициатором.
Важным является то, что игровая форма способствовала повышению у детей мотивации к обучению и позволила вовлечь в данный процесс родителей.
2019