Исследовательская и проектная деятельность

Иванова Н.С. Воспитательный проект, направленный на создание условий для организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Библиографическое описание:
Иванова Н.С. Воспитательный проект, направленный на создание условий для организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования рассматривают задачу активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся как одну из основных задач современного образования. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Все это слагаемые научно-исследовательской деятельности.

Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.

В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Цель проекта: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

1. формирование активности, направленной на занятие исследовательской деятельностью;

2. формирование системы научного мировоззрения обучающихся, повышение уровня научного мышления;

3. вовлечение учащихся в работу по созданию исследовательских проектов;

4. осознание творчества и самостоятельности, через призму математической культуры;

5. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;

6. совершенствование критического мышления;

7. воспитание уважения человека;

8. разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности.

Сектор применения: основное общее образование, среднее образование (старшая школа).

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Новизна –– использование в работе авторских программ и методов по организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Актуальность: В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Педагог перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в формировании научного мировоззрения обучающихся, повышении уровня креативного мышления.

- надёжность обеспечивается стабильностью результатов: количество детей с высоким уровнем развития креативности и базовых видов мышления повышается, наблюдается положительная динамика участников проекта, обучающиеся являются победителями и призёрами конкурсов и конференций разного уровня.

- перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к образованию и воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем научной грамотности и отсутствием отработанной системы организации научно-исследовательской деятельности в школе.

Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования научной грамотности.

Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС.

Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД,в том числе личностных УУД.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски: применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня развития базовых видов мышления и креативности, не все обучающиеся станут победителями и призерами конференций и научных конкурсов.

Срок реализации: 4 года.

Деятельность: урочная и внеурочная.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Научно-исследовательская работа как вид интеллектуальной деятельности обучающихся связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение 3 основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы.

При работе над исследовательскими проектами обязательно соблюдаются принципы исследовательской деятельности обучающихся: добровольность, доступность, сотрудничество, личная значимость, открытость образования.

· Принципы доступности и посильности обучения являются общедидактическими. Нельзя ставить перед учащимися исследовательские задачи, которые по силам коллективу ученых. Следует учитывать не только возрастные особенности школьника, но и их личностные возможности.

· Принцип сотрудничества проявляется в субъектно-субъектных отношениях между учителем-руководителем и учеником. Такие взаимоотношения развивают коммуникативные навыки и умения сотрудничать.

· Педагог ведет исследование вместе с учеником и обучает его методике проведения исследования. Учитель должен быть носителем культуры научного исследования.

· Принцип добровольности заключается в том, что педагог, заинтересованный в организации исследовательской работы учащихся, должен смоделировать такое «мотивационное пространство», которое бы вызвало интерес у каждого школьника.

· Учет личных интересов и склонностей учащегося при выборе темы исследования поддерживает принцип личной значимости.

Этапы реализации проекта

При работе над созданием исследовательского проекта соблюдается следующий алгоритм действий.

1. Подготовка.

2. Планирование.

3. Исследование.

4. Результаты.

5. Представление

6. Оценка результатов.

Условия реализации проекта

Для успешной реализации инновационного опыта необходимо:

- создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами;

- готовность к организации конструктивного взаимодействия;

- стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста;

- внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов.

Способы оценки результативности

Методики:

- Методика Дж. Брунера. Определение типов мышления и уровня креативности.

Ожидаемые результаты

· активизация интереса к знаниям;

· развитие представлений о межпредметных связях;

· развитие творческого подхода к собственной деятельности;

· формирование научной грамотности учащихся;

· повышение количества участников научных, научно-практических конференций, конкурсов разного уровня;

· внедрение новых форм работы и создание условий для творчества и самостоятельности;

· улучшение условий для развития креативности, мышления.

Библиографический список

1. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе, 1999, № 6. С. 42-45.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001, – 48 с.
2023-07-14 13:27 2023